Слон без сознания. О бессознательном не по Фрейду

Наше сознание – это освещенный солнцем пятачок посреди огромного огорода. Все остальное лежит в тени, и понять, что там растет, можно только на ощупь. Как разобраться во всем многообразии бессознательного? На помощь придет психологический компас.

Двинемся в одну сторону – обнаружим, что там растут большие круглые плоды, и мы говорим: «Ух ты, полно арбузов!» Но потом сделаем пару шагов в другую сторону, а там какая-то колючая ботва, напоминающая малину. И так было всегда: одни люди описывали темный огород как бескрайнюю бахчу, другие – как безграничный малинник. Проблема лишь в том, что каждый из них называл это словом «бессознательное».

Это напоминает притчу про слона и слепых мудрецов – каждый из них упорно называл доставшуюся ему часть «слоном», и потому они так и не смогли понять друг друга. Придумай незрячие три разных слова: хобот, хвост, нога, смогли бы, скооперировавшись, построить карту слона. А там и разобраться, на что похож слон целиком и как он может быть устроен.

Рискуя услышать фырканье узконаправленных специалистов («Вы обозвали моего прекрасного слона “хоботом”!»), решусь предложить предварительную карту бессознательного с указанием, какие мудрецы стоят вокруг него.

«В вашем подсознании скрыта сила, способная перевернуть мир».
Уильям Джеймс

Новое бессознательное

Современная концепция бессознательного, основанная на подробных исследованиях и замерах, часто называется «новым бессознательным», чтобы отличать его от бессознательного, которое популяризовал Зигмунд Фрейд. Про это бессознательное охотно говорят даже когнитивные и бихевиоральные психологи, хотя называют его порой как-нибудь иначе (например, как Даниэль Канеман, «Системой 1»).

Множество вещей, которым мы учимся, проходит путь от неосознаваемой некомпетентности (я не умею чего-то и даже не знаю об этом) к осознаваемой некомпетентности (я знаю, что чего-то не умею), к осознаваемой компетентности (знаю, как я это делаю), к неосознаваемой компетентности (отлично умею, но понятия не имею как). Возьмите, к примеру, езду на велосипеде или чтение – было время, когда и то и другое требовало сознательных усилий, но сейчас делается на автомате. Теперь это составляет часть процедурной памяти.

Все, что находится в вашем сознании, оказывается там, лишь пройдя подсознание. Это легко показать в экспериментах. Допустим, мы добавим в аудиозапись помеху посреди слова, например, «са*ок». Если фраза закончится «лежит рядом с веником», люди услышат «совок», а если «…на высоком каблуке» – «сапог». Причем часть людей может не услышать помеху вообще, а остальные – услышат ее между словами, а не внутри слова. Это лишь один из примеров невидимой работы, которую осуществляет наше подсознание.

В определенных ситуациях подсознание «разбирается» с ситуацией, даже не уведомляя об этом сознание. Во время эксперимента испытуемым нужно было сортировать слова. В первой группе слова были связаны со старостью (дряхлый, немощный и т. д.), второй группе достался случайный набор слов. После этого всем участникам нужно было пройти по длинному коридору – люди, сортировавшие слова, связанные со старостью, шли значительно медленней.

Наши воспоминания в каком-то смысле тоже часть «бессознательного». Вспомните свой последний поход в лес… Что сейчас произошло? Еще минуту назад этих мыслей не было в вашем сознании (т. е. они были в бессознательном), а теперь есть. Обычно этот процесс происходит достаточно гладко, но бывает, например, слово «вертится на языке» – я осознаю, что слово мне известно, но само оно остается до времени в бессознательном.

Не сходить с пути прямого

«Мы забываем, что сознание – всего лишь поверхность, лишь авангард нашего психического существования. Голова – только один конец, а за ним, за авангардом-сознанием – длинный хвост колебаний, слабостей, комплексов, предрассудков и унаследованных качеств. Мы же почти всегда принимаем решение без учета факторов прошлого. И порой сходим с рельс».
Карл Густав ЮНГ

Личное бессознательное

Сколько бы нейропсихологии ни подтрунивали над Фрейдом, окончательно сбрасывать его идеи со счетов не стоит. Очевидно, что бессознательное не состоит из вытесненного материала целиком, как думал Фрейд. Но это не значит, что вытесненного в нем нет совсем. Те части нашей психики, которые не вписываются в наше представление о себе или о мире, тот материал, с которым наше сознание не может справиться, составляют вытесненное бессознательное.

Внедренное бессознательное состоит из всех тех установок и верований о себе и о мире, которые мы усвоили в те времена, когда еще не могли отнестись к ним критически. Все эти «без труда не выловишь и рыбку из пруда», «не будешь хорошо учиться – станешь дворником», «все мужики – козлы», «девочек бить нельзя» и прочее. Что-то из этого мы можем осознавать, но большая часть подобных установок бессознательна. И именно то, что не соответствует внедренным установкам о допустимом, и оказывается вытесненным. Внедренное бессознательное очень похоже на то, что Фрейд называл «суперэго».

Ну и конечно, есть вещи, которые не были вытеснены, а просто оказались забыты за ненадобностью (школьный курс химии?). Когда-то они были частью сознания и когда-нибудь могут снова стать ей, но пока что они являются частью погруженного бессознательного.

Коллективное бессознательное

Первым идею о том, что под личным бессознательным есть более глубокий слой психики, не зависящий от индивидуального опыта и общий для всех людей, предложил Карл Юнг. Он назвал его коллективным бессознательным. Оно состоит из архетипов (общих для вида прообразов идей) и является источником символического языка мифов и сновидений. От Юнга часто открещиваются даже те психологи, которым комфортно с фрейдизмом. Но если разобраться, в идее коллективного бессознательного гораздо меньше мистики, чем может показаться на первый взгляд.

Вот что пишет Алан Уотс: «Человеческое тело во всех уголках Земли имеет сходную форму и строение; нас не удивляет тот факт, что скелет жителя Нью-Йорка устроен так же, как скелет родившегося четыре тысячи лет назад жителя Мохенджо-Даро. Однако никто из нас не влияет сознательно на устройство своего скелета… организм растет сам по себе, а мы лишь изредка отмечаем, что он действительно меняется. Облик человека коллективен в том смысле, что он един для всех людей; процесс, в ходе которого развивается этот облик, называется коллективным бессознательным, потому что он для всех одинаков и никем не осознается.

Если допустить, что мысли, чувства и образы тоже составляют либо часть человеческого организма, либо его функции, то следует ждать проявлений такого же коллективного, единого характера и в развитии мыслей и образов без сознательного вмешательства – как это происходит в сновидениях и свободных фантазиях».

Леонард Млодинов, «Неосознанное»:

«Современная психология признает важность бессознательного, однако внутренние силы нового бессознательного имеют мало общего с теми, которые описывал Фрейд, – вроде желания у мальчика убить отца и жениться на собственной матери или зависти женщины к мужскому половому органу. Фрейдовское бессознательное – горячее и влажное; бурлит похотью и гневом; галлюцинаторное, примитивное, иррациональное, тогда как новое бессознательное добрее и деликатнее – и теснее связано с реальностью. В новом представлении умственные процессы видятся бессознательными потому, что существуют области ума, не доступные сознанию из-за архитектуры мозга. Недоступность нового бессознательного – не защитный механизм и не признак нездоровья. Это теперь считается нормой».

Тот факт, что мы можем выделить в процессе развития ребенка определенные стадии и эти этапы закономерны и ожидаемы, говорит нам о том, что где-то хранится «план» этого процесса. Эту часть коллективного бессознательного Кен Уилбер называет фоновым бессознательным. «Это глубинные структуры, существующие как потенциально готовые возникнуть в какой-либо точке будущего», – пишет он.

Когда подходящий момент наступает, определенная часть фонового бессознательного начинает развертываться в психике и становится всплывающим бессознательным. Лев Выготский, например, говорил об этом как о «зонах ближайшего развития ребенка» – области не созревших, но созревающих психических процессов. Последовательность развертывания этих процессов от рождения и до взрослости хорошо изучена, но есть ли что-то дальше? Есть ли в коллективном бессознательном какие-то структуры более высокого уровня, чем тип сознания, присущий обычному взрослому человеку в нашей культуре?

На предположении о том, что такие структуры есть, строится трансперсональная психология. Она изучает вроде бы то же коллективное бессознательное, но вкладывает в это понятие гораздо больше, чем сам Юнг. Основным фокусом интереса трансперсональной психологии являются надличностные уровни развития сознания, которые для большинства людей все еще являются частью фонового бессознательного, ожидающей своего часа.

Хотя на данный момент трансперсональная психология гораздо ближе к философии, чем к науке, интерес к ней продолжает расти, как и количество ее последователей. Так что как знать, может, лет через десять – двадцать мы выясним, что наш внутренний огород простирается гораздо дальше, чем мы можем сейчас помыслить.



Что интересного на портале?