5 стратегий для преодоления прокрастинации. Между «хочу» и «надо»

Противоположность «надо – хочу» кажется нам настолько же очевидной и естественной, как «черное – белое» или «день – ночь». А между тем ничего «природного» в подобном разделении нет: это всего лишь одна из наших привычек – очень давняя и не самая полезная.

Краткая история «надо»

Сначала мы были маленькими и все, что мы делали, было хорошо. Всем нравилось, как мы агукаем, и как мы ползаем, и даже как мы сидим на горшке. Мы сами решали, что нам надо: когда мы хотели спать – это значило, что сейчас именно этим и надо заняться, и мы засыпали; когда мы кричали, это значило, что надо есть или менять пеленки. Между «хочу» и «надо» не было никакой разницы.

Потом мы пошли в детский сад, и первая взрослая вещь, которую мы там выучили, – это то, что наши желания не важны. Если время сна – то ты сейчас будешь спать, время обеда – будешь есть. Хочешь или нет – не имеет значения: будешь «через не хочу».

Если мы тратим много сил на излишнее, то их не остается для необходимого.
Эмиль Дюркгейм

В школе мы выучили: наша ценность не абсолютна, а относительна. Где-то там есть шкала, а вернее много шкал, по которым можно определить, насколько мы хороши. Есть специальные люди, которые знают, чего мы стоим, и сообщают нам об этом с помощью цифр в дневнике. В отличие от наказаний, которые мы получали за какое-то конкретное поведение (поколотил брата – гулять не пойдешь), оценки значат гораздо больше. Они теперь обозначают, кто я: «двоечник», «разгильдяй», «молодец», «будущий дворник», «гуманитарий», «светлая голова», «способный», «тормоз» и т. д.

Причем, в отличие от поведения, которое в какой-то степени от меня зависит (я сам решаю, колотить мне брата или нет), все эти качества и способности не зависят от меня никак. Если у меня есть «талант к музыке» – хорошо, но я тут ни при чем; если мне «медведь на ухо наступил» – это плохо, но я все так же ни при чем. Либо способности есть, либо их нет.

Полтора десятка лет – в детсаду, а потом в школе – нас заставляли и заставляли, до тех пор, пока мы не научились заставлять себя самостоятельно. И теперь в каждом из нас живет внутреннее разделение: внутренний «заставлятор» ведет войну с внутренним «отлынивателем», и длится это так долго, что мы, возможно, уже и забыли, что можно делать что-то иначе, чем «через не хочу».

У такой ситуации может быть всего три исхода: победа «заставлятора» (трудоголизм), победа «отлынивателя» (разгильдяйство) или же затяжной конфликт с временным перевесом то одной, то другой стороны (прокрастинация).

Такие разные установки

В психологии есть специальный термин – установка на данность (fixed mindset). Это вера в то, что карты, которые нам раздала природа, возврату и обмену не подлежат. Единственное, что мы можем делать, – это завидовать тем, кто лучше нас; смотреть сверху вниз на тех, кто хуже нас; и всячески пытаться убедить окружающих, что у нас на руках козырей больше, чем на самом деле.

Противоположность этому – установка на развитие (growth mindset). Это вера в то, что любую способность можно улучшить, приложив достаточно усилий. Люди с установкой на развитие никакую неудачу не рассматривают как окончательный вердикт относительно их ценности. Для них любой провал – это всего лишь провал одной из множества попыток, с каждой из которых они становятся все лучше.

Отстоять свои границы

Внедрение «надо» воспринимается как посягательство на личные границы. Естественным ответом на подобное посягательство становится бунт. Ребенок сопротивляется, он говорит: «Не буду делать! Не пойду в вашу дурацкую школу! Не хочу!» – он пытается отстоять свои границы. Если это сопротивление эффективно подавить, то на выходе мы получим мечту очерствевших педагогов и плохих родителей – отличника, который настойчиво и послушно делает, что ему скажут, успевает в школе, помогает по дому…

Проблема в том, что он полностью отказывается от собственных желаний в угоду требованиям системы. Он исправно реагирует на внешние воздействия, но лишен внутренних импульсов. Во взрослом возрасте такой человек может преуспеть в системе, где поощряются усердие и исполнительность. Правда, есть большие шансы, что его достижения будут ему не в радость. Ведь он не знает, кто он, чего он хочет, что его радует, – от мышления в подобных терминах он отказался давным-давно.

Если единственным мотивом наших действий является желание показать свою свободу, значит мы никак не можем освободиться от уз необходимости.
Дэвид Юм

Противоположная крайность – человек, бросивший все свои силы на сопротивление системе. Да, он не сломался, но часто это единственное его достижение. Когда извне давят достаточно сильно (а наша образовательная система на это способна), то вся энергия уходит на оборону границ, на развитие сил не остается. В школе это – «сложные дети», основное занятие которых – постоянно бросать вызов власти родителей и учителей, нарушать социальные нормы и показывать, как их все это «вообще не колышет».

Такие люди сталкиваются с классической проблемой героев победившей революции – они так долго бунтовали против, что уже и забыли, за что они за. А поскольку бунтовать – это единственное, что они умеют, то лихорадочно ищут, с кем бы сражаться дальше.

Хвалите детей правильно

Как дать своим детям установку на развитие? Их просто нужно правильно хвалить! В одном эксперименте группе детей дали математическую задачу средней сложности, с которой все в конце концов справились. Всех их за это похвалили, разница лишь в том, что половину детей хвалили за способности («светлая голова, у тебя явно талант к математике»), а вторую половину – за усердие («я вижу, ты всерьез подошел к работе, не сдался, когда сразу не получилось»).

После этого ученикам предложили задачку посложнее. Быстрее сдались дети, которых хвалили за способности. А вот дети, которых хвалили за усердие, не только больше старались, но и стремились выбирать задачки посложнее, решать простые им было уже неинтересно.

Кроме того, дети с установкой на данность чаще врут о своих результатах – ведь если ты «неспособный», то единственный способ спасти свою самооценку – прикинуться способным. Дети же с установкой на развитие понимают, что если сегодня что-то не получилось, то это значит «пока что не умею, буду учиться – и научусь».

Чудеса дипломатии

Поскольку оба варианта одинаково печальны, большинство из нас выбирают для себя промежуточный – подпольное сопротивление. Мы совершаем необходимый минимум действий, чтобы только от нас отстали. Пытаемся всячески смухлевать, чтоб упростить себе жизнь. В общем, делаем все то, что в последнее время называют красивым словом «прокрастинация».

Если вы привыкли все выполнять по слову «надо», то и собственных целей попытаетесь достичь известным способом – заставить себя. А поступать так – дело гиблое. Пока мы пытаемся себя заставлять, перемен на внутреннем фронте не будет, потому что для борьбы с заставлялками у нас есть замечательный защитный механизм – «портативный автоматический отлыниватель». Сломать его невозможно, но возможно сделать так, чтобы он не включался в определенных ситуациях.

А для этого нужно понять, как и почему он включается. Вот пять самых распространенных причин и стратегий к их преодолению.

1. Долженствование

Стоит лишь услышать слова «надо», «должен», «следует», как в мозгу включается сигнализация и защитный механизм на каждое такое «надо» отвечает веским «щас вот только…».

Что делать?
Замените «надо» на «хочу и буду». За каждым «надо» стоит «хочу» – осталось его найти. За необходимостью готовить еду стоит желание поесть или накормить, а значит, раз я хочу поесть через полчаса, то сейчас я буду готовить. Так вы получаете контроль над ситуацией и теперь вольны выбирать: либо отказаться от своего желания, либо проделать действия, ведущие к его удовлетворению. Ну а если «хочу» не обнаруживается, это означает, что за вашим «надо» стоит чье-то чужое «хочу». Хорошо, что вы об этом узнали.

2. Перфекционизм

Если «заставлятор» говорит: «Если делать, то делать идеально», то «отлыниватель» отвечает: «Идеал в природе невозможен, а значит, не стоит и начинать работать».

Что делать?
Смещайте акцент с идеального результата на безупречный процесс. Говорите себе: «Я подойду к этой задаче со всей ответственностью и сделаю все, что в моих силах».

3. Гигантофобия

Задача такая большая и сложная, что даже непонятно, с какой стороны начать.

Что делать?
Если вы ловите себя на том, что задача кажется огромной и неподъемной, делите ее на мелкие и легкоусвояемые части. Как съесть слона? По кусочкам! Делите до тех пор, пока кусочки не станут достаточно малы, чтобы не вызывать у вас панику.

4. Финишизм

Когда вы думаете о том, что вам нужно завершить, закончить, защитный механизм начинает выискивать способы, как бы до результата эту задачу не доводить.

Что делать?
Ваша цель не решить задачу окончательно, а начать над ней работать. Поймав себя на мыслях о победном, но весьма неблизком финале, спросите себя о том, «когда я в следующий раз смогу начать работать над ближайшим маленьким кусочком этой задачи».

5. Узничество

Если вы говорите себе: «Пока я не доделаю, мне придется ограничить себя во всяких приятных вещах» или «Надо работать, у меня нет времени отдыхать», то естественным решением будет сначала хорошенько отдохнуть впрок.

Что делать?
Кто плохо отдыхает – тот плохо работает. Правильная мантра: «Я буду находить время для отдыха и восстановления сил». Если безупречно работал запланированное время и не успел закончить – это не повод сидеть лишних два часа, а на следующий день прийти на работу невыспавшимся.

Возможно, наблюдая за собой, вы найдете собственные стратегии действий. Но даже работы с этими пятью будет достаточно для того, чтобы заключить внутренний мир между «хочу» и «надо».



Что интересного на портале?