Практика применения холистического массажа в работе с детьми с неврологическими заболеваниями

89Практика применения холистического массажа в работе с детьми с неврологическими заболеваниями
Практика применения холистического массажа  в работе с детьми с неврологическими заболеваниями

Практика холистического массажа в работе с детьми с неврологическими нарушениями

Грачева Вера Николаевна

Старший преподаватель кафедры "Прикладной социальной психологии и конфликтологии " Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы,

г. Санкт-Петербург, Россия

 [email protected]

Солодова Олеся Викторовна

Клинический психолог медицинского центра « Здоровье Нации» г. Липецк, Россия

[email protected]

    И медицина, и психология констатирует единство телесных и психических процессов. Стало общепринятым фактом влияния на здоровье отрицательных эмоций. [Лоуэн А., 2013].

И болезнь имеет проявление на всех уровнях (тело, эмоции, мышление, поведение). Сильный или хронический  стресс фиксируется в виде хронических блоков мышечного напряжения и нарушения здоровых нервных связей тела. [Лоуэн А.,2013] Чтобы вернуться к здоровому состоянию, надо прервать создавшиеся патологические  связи.  [Бехтерева Н., 2006].

Современная медицина пока не готова преодолеть разрыв между целостностью организма человека и узко профильный подход в лечении заболеваний.

К сожалению, в нашей стране пока отсутствует культура совместной работы врача и психолога, хотя есть изменения в эту сторону. Но и в психологии на практике имеются свои ограничения. Она пока еще мало использует возможности тела и для гармонизации состояния человека и здоровья в том числе.

Этот разрыв сейчас активно преодолевает телесно-ориентированная терапия. Например, одной из первых, клинические наблюдения за телесным проявлением  посттравматического стресса (ПТСР)  были сделаны в ожоговом  отделении Первой детской больницы Санкт-Петербурга [1989 год]. Федоровой Г. Она пишет:  «...Положительные результаты  поставили задачу формирования концепции Liminality в психотерапии и создания надежного инструментария для работы, в том число и с психосоматическими расстройствами".

    Инструменты созданы. Например, Бажурина В. и Федорова Г. адаптировали, и расширили возможности использования холистического массажа в психологическом консультировании.

Обучают практике использования методов телесно- ориентированной терапии ( и холистического массажа в том числе) в работе консультанта и в СпбГИПСР. (Грачева В.)

Но пока еще нет широкого использования этих методов для улучшения здоровья. Например, опытные врачи, неврологи, с которыми удалось наладить успешное сотрудничество, и не подозревали о возможностях телесно-ориентированной психотерапии.

Группы, в которых в работе использовался холистическиймассаж:

  • Дети с ДЦП (спастический тетрапарез  и гемипарез)
  • Дети с неврозами (логоневроз, энурез, энкопрез, тики)
  • Застенчивые дети.

 

Практика холистического массажа с детьми с диагнозом детский церебральный паралич.

    Современное лечение ДЦП часто сопровождается болезненными процедурами, которые усиливают мышечные зажимы.

Практика показала, что разнообразные телесные практики более эффективны в преодолении недуга, нежели современные фармакологические препараты.

Известный телесно-ориентированный психотерапевт Фельденкрайз М.[1984] добивался отличных результатов в работе детьми с ДЦП.

Техника холистического массажа нежная и щадящая, построена на легких вибрациях и покачивание, что способствует глубокому расслаблению мышц, улучшению кровообращения. Холистическиймассажпозволяет восстановить единый, природный ритм тела. Во время сеанса постоянно идетработас осознанием движения. Работа проходит в диалоге с ребенком, я использую команды: «Запоминай! Ты управляешь своим телом, Ты управляешь своим ручкам! Запоминай! Тело умеет расслабляться?» Тело реагирует на телесное воздействие и команды. После применения курса холистического массажа, у детей наблюдалось улучшение настроения, повысилась речевая активность. Мамы стали отмечать, что во сне дети стали спать «раскинувшись, свободно», улучшилась координация движений. Появилось желание ходить.

Практика холистического массажа с детьми, страдающими неврозами.

    Работа с неврозами показала, что заболеванию всегда предшествовало травмирующее событие. У моих клиентов при традиционном лечении улучшения были кратковременные или не было вовсе. Каждый тип нарушения у детей имеет особенности его телесного проявления. В теле диагностируются хронические мышечные зажимы и, как правило, при логоневрозе сильный  шейный «зажим».

 У клиентов с энурезом и энкопрезом - сжат живот в комок, а просьба: «Подыши животом» – не может быть выполнена.

Дети с тиками и неврозом навязчивых движений – имеют самое большое количество зажимов по всему телу: каждый участок тела во время сеанса «живет своей жизнью» и тело «бьется» в разнобой.

Практически у всех детей при положении лежа на спине, автоматически поднимаются плечи и голова «уходит», «прячется» в плечи. Если у детей есть выбор, они ложатся на живот. 

Диагностика проводится с помощью проективных методов.

Для детей от 3 -10 лет используются проективные методики: «Несуществующее животное», «Дом. Дерево. Человек», «Моя семья», «Сказки Дюсса», модифицированный тест Люшера – «Паровозики».

Для детей с 11 и подростков:«Несуществующее животное», «Дом. Дерево. Человек», «Три дерева», «Автопортрет», модифицированный тест Люшера - Собчик, написание сказки анализ по [Киселевой М.В,2014]

Родителям предлагается метод семейной социограммы [Никольская И.М., 2016]: реальная семья, родитель маленький, поженились, появление ребенка, появление 2 ребенка,ребенокболеет, идеальная семья.

Как правило, на рисунке «Несуществующего животного – отсутствует рот», «Дом, дерево, человек» – дерево с дуплом, у человека отсутствуют пальцы на руках.

На рисунках отмечается повышенный уровень тревожности, внутренняя агрессия, заниженная самооценка, трудности в установление контактов.

 От сеанса к сеансу у детей, лежа на кушетке, появляется естественная поза: руки лежат вдоль туловища. В процессе работы меняется походка ребенка, осанка, голос становится звонким. Однако, на практике курс холистического массажа пока помогает детям с периодом заикания 2 года (длительная работа с логопедом не помогла). При более длительном периоде заикания пока удалось улучшить подвижность и гибкость тела.

При повторной диагностики после  курса терапии на всех рисунках и в сказках наблюдается положительная динамика.

Практика холистического массажа в работе с «застенчивыми" детьми.

    Этих детей приводят родители по просьбе учителей. Жалобы: не отвечает на уроке, не играет на переменах, плохо идет на контакт с одноклассниками. Это очень воспитанные, вежливые, аккуратные дети. Это видно сразу. Они очень тщательно складывают одежду, ставят туфли. Это мальчики и девочки с маской « Пьеро» на лице.

Применение техники холистического массажа с застенчивыми детьми дало быстрые поразительные результаты. Ребенок стал поднимать руку, отвечать у доски, появились друзья в классе, улучшалось поведение. Ребенок может сам сходить в магазин за покупками.

При работе с телом, необходима разъяснительная работа с родителями.

Подводя итоги, можно сделать вывод, что телесно-ориентированная терапия и холистический массаж в том числе, открывают большие возможности в восстановлении здоровья наших детей.  

 

 

Солодова Олеся

Поделиться:


2018-04-23
Статья выложена в ознакомительных целях. Все права на текст принадлежат ресурсу и/или автору (B17 B17)

Что интересного на портале?