Дети только к трем годам начинают понимать концепцию будущего.
Под концепцией имеются в виду не философские сложности, а довольно простые вещи. Например, вы знаете, что на улице прохладно, ветрено и надеть шапочку будет в самый раз. Вы предвидите, как будете ощущать себя через минуту, когда выйдете из дома. Такой ход мысли кажется естественным для вас, но не для маленького ребенка – сейчас он разгорячен играми в теплом доме, и надевать шапку ему кажется излишним. Ему просто трудно или даже невозможно представить, как он будет чувствовать себя не только в отдаленном, но и в самом ближайшем будущем.
В жизни важно, чтобы дети умели смотреть вперед, научились ставить цели, ведь чем лучше они будут это делать, тем больше у них шансов на счастливую и успешную жизнь. Если ребенок не представляет будущее, он может жить только сегодняшним днем. «Живи настоящим» может звучать как красивая фраза, но в реальности это приводит к пренебрежению завтрашними планами и стремлению к удовольствиям и наслаждениям здесь и сейчас. Это неизбежно ведет к рискованному поведению, наркомании и подростковой беременности.
Напротив, даже фрагментарное представление о будущем помогает не только элементарно определить количество лет для учебы в вузе, но и выстроить защиту от опасных соблазнов, раннего брака, криминального поведения и даже повлиять на уровень доходов через 20 лет, состояние здоровья в течение всей жизни. Сомневаетесь?
Мы предлагаем вам протестировать довольно простую методику, которая основывается на ряде направленных вопросов.
Прежде чем начать разговор с ребенком о будущем, нужно положить на стол три листа бумаги и написать на них – на центральном «сейчас», на листе слева – «до сейчас», а на листе справа – «после сейчас».
О близком будущем
Вначале предложите ребенку поговорить о времени, которое мы условно называем «после сейчас». Обязательно объясните, что «после сейчас» – это то время, когда после разговора он пойдет в класс, а потом домой, а еще потом, вечером будет спать. Затем спросите: «Нарисуешь картинку, как ты ложишься спать сегодня вечером?»
Когда ребенок закончит рисовать картинку, положите ее на поле, обозначенное как «после сейчас», и уточните: «Мы положим это туда, потому что это случится “после сейчас”». Затем попросите придумать другие события, которые произойдут в ближайшем будущем, задавая дополнительные вопросы:
- Что ты будешь делать сразу же после этой игры?
- Что ты будешь делать, когда пойдешь на прогулку?
- Что ты будешь делать, когда пойдешь спать?
В следующий раз вы можете поговорить с малышом о прошлом – «до сейчас». Беседа строится по тому же принципу, меняется только тема разговора – теперь подробно обсуждаются прошедшие 24 часа. Таким образом заполняются все три листа.
Любопытно, что размышления о недавнем прошлом или близком будущем имеют одинаковый эффект. Это происходит потому, что для такой работы мозг использует один и тот же регион и конструирует образы из одних и тех же «кирпичиков».
Дополнить беседу можно простыми тестами. Проведите их до и после разговора о будущем. Высокие баллы демонстрируют способность принимать качественные решения и планировать, основываясь на представлении о будущем.
1. Перспективный тест памятиПокажите ребенку деревянную коробочку и скажите, что там лежит подарочек, который он получит после выполнения всех заданий. Попросите напомнить вам открыть эту коробочку в конце занятия и уточните, что вы часто забываете о таких вещах. В конце занятия многозначительно сообщите: «Ну вот мы и закончили».
Если через 10 секунд после этой фразы ребенок не напомнит о подарке, спросите: «Ты ни о чем не должен мне напомнить?» и подождите еще 10 секунд. Если ребенок и после этого не вспомнит, откройте коробку и отдайте подарок малышу.
Ребенок получает 2 балла, если он сам напоминает о подарке после слов «мы закончили». 1 балл – после первого напоминания, и 0 баллов – если не вспоминает.
2. Мысленное путешествие во времениПроведем еще одно тестирование. Вначале покажите ребенку картинку, на которой изображен лес. Предложите представить, что сейчас ему надо будет пройти через этот лес: «Давай вообразим, что ты сейчас пойдешь по этой дорожке через лес. Нужно приготовиться к походу!»
Затем покажите три предмета: бутылку с водой (правильный ответ), растение в горшочке (семантически близкий к лесу предмет) и подарок в коробке (отвлекающий внимание предмет). Теперь спросите: «Какой из этих предметов ты возьмешь с собой?» – а после выбора уточните, зачем понадобится этот предмет.
Проделайте упражнение два раза. Во второй раз показывайте другую картинку, например пустынную местность (правильный предмет – солнечные очки), поход по скалистой тропинке вдоль горного ручья (с собой берем пластырь), через снежный лес (пригодится зимняя куртка), прогулку около водопада (необходим плащ-дождевик).
При подсчете очков за мысленное путешествие ставится 2 балла, если оба раза ребенок выбирал правильные ответы, 1 балл – если только один раз и 0 баллов – если ни разу.
Объяснения ребенка тоже приносят баллы: 2 – если оба раза объяснения были правильные, 1 – за одно верное размышление и 0 – если были выбраны неправильные варианты.
Оба теста рассчитаны на детей дошкольного возраста. Для школьников тесты можно усложнить, попросив напомнить о подарке на следующий день. А вместо похода в лес предложить подумать, что стоило бы взять с собой в путешествие по Китаю, или что нужно знать и уметь, чтобы стать директором завода роботов.
С помощью таких упражнений растущий человек будет все лучше и яснее представлять свое будущее. А это станет, пожалуй, одним из ключевых умений в его жизни.
- Atance C. M., Meltzoff A. N. My future self: Young children’s ability to anticipate and explain future states // Cognitive Development. 2005. 20. 341–361.
- Chernyak N., Leech K. A., Rowe M. L. Training preschoolers’ prospective abilities through conversation about the extended self // Developmental Psychology. 2017. 53(4), 652–661.
Борис Зубков