Как говорить с детьми о будущем. Игра-практикум для ребенка

Исследования доказали – понятный и серьезный разговор с ребенком о будущем помогает ему принимать лучшие решения в жизни. Уже сегодня вечером вы можете протестировать новую психологическую методику. Понадобятся только карандаши, бумага и немного времени. Картинки и схемы помогут сохранить беседу в памяти надолго.

Дети только к трем годам начинают понимать концепцию будущего.

Под концепцией имеются в виду не философские сложности, а довольно простые вещи. Например, вы знаете, что на улице прохладно, ветрено и надеть шапочку будет в самый раз. Вы предвидите, как будете ощущать себя через минуту, когда выйдете из дома. Такой ход мысли кажется естественным для вас, но не для маленького ребенка – сейчас он разгорячен играми в теплом доме, и надевать шапку ему кажется излишним. Ему просто трудно или даже невозможно представить, как он будет чувствовать себя не только в отдаленном, но и в самом ближайшем будущем.

В жизни важно, чтобы дети умели смотреть вперед, научились ставить цели, ведь чем лучше они будут это делать, тем больше у них шансов на счастливую и успешную жизнь. Если ребенок не представляет будущее, он может жить только сегодняшним днем. «Живи настоящим» может звучать как красивая фраза, но в реальности это приводит к пренебрежению завтрашними планами и стремлению к удовольствиям и наслаждениям здесь и сейчас. Это неизбежно ведет к рискованному поведению, наркомании и подростковой беременности.

Будущее должно быть заложено в настоящем. Это называется планом. Без него ничто в мире не может быть хорошим.
Георг Лихтенберг

Напротив, даже фрагментарное представление о будущем помогает не только элементарно определить количество лет для учебы в вузе, но и выстроить защиту от опасных соблазнов, раннего брака, криминального поведения и даже повлиять на уровень доходов через 20 лет, состояние здоровья в течение всей жизни. Сомневаетесь?

Мы предлагаем вам протестировать довольно простую методику, которая основывается на ряде направленных вопросов.

Прежде чем начать разговор с ребенком о будущем, нужно положить на стол три листа бумаги и написать на них – на центральном «сейчас», на листе слева – «до сейчас», а на листе справа – «после сейчас».

О близком будущем

Вначале предложите ребенку поговорить о времени, которое мы условно называем «после сейчас». Обязательно объясните, что «после сейчас» – это то время, когда после разговора он пойдет в класс, а потом домой, а еще потом, вечером будет спать. Затем спросите: «Нарисуешь картинку, как ты ложишься спать сегодня вечером?»

Когда ребенок закончит рисовать картинку, положите ее на поле, обозначенное как «после сейчас», и уточните: «Мы положим это туда, потому что это случится “после сейчас”». Затем попросите придумать другие события, которые произойдут в ближайшем будущем, задавая дополнительные вопросы:

  • Что ты будешь делать сразу же после этой игры?
  • Что ты будешь делать, когда пойдешь на прогулку?
  • Что ты будешь делать, когда пойдешь спать?

В следующий раз вы можете поговорить с малышом о прошлом – «до сейчас». Беседа строится по тому же принципу, меняется только тема разговора – теперь подробно обсуждаются прошедшие 24 часа. Таким образом заполняются все три листа.

Любопытно, что размышления о недавнем прошлом или близком будущем имеют одинаковый эффект. Это происходит потому, что для такой работы мозг использует один и тот же регион и конструирует образы из одних и тех же «кирпичиков».

Дополнить беседу можно простыми тестами. Проведите их до и после разговора о будущем. Высокие баллы демонстрируют способность принимать качественные решения и планировать, основываясь на представлении о будущем.

1. Перспективный тест памяти

Покажите ребенку деревянную коробочку и скажите, что там лежит подарочек, который он получит после выполнения всех заданий. Попросите напомнить вам открыть эту коробочку в конце занятия и уточните, что вы часто забываете о таких вещах. В конце занятия многозначительно сообщите: «Ну вот мы и закончили».

Если через 10 секунд после этой фразы ребенок не напомнит о подарке, спросите: «Ты ни о чем не должен мне напомнить?» и подождите еще 10 секунд. Если ребенок и после этого не вспомнит, откройте коробку и отдайте подарок малышу.

Ребенок получает 2 балла, если он сам напоминает о подарке после слов «мы закончили». 1 балл – после первого напоминания, и 0 баллов – если не вспоминает.

2. Мысленное путешествие во времени

Проведем еще одно тестирование. Вначале покажите ребенку картинку, на которой изображен лес. Предложите представить, что сейчас ему надо будет пройти через этот лес: «Давай вообразим, что ты сейчас пойдешь по этой дорожке через лес. Нужно приготовиться к походу!»

Затем покажите три предмета: бутылку с водой (правильный ответ), растение в горшочке (семантически близкий к лесу предмет) и подарок в коробке (отвлекающий внимание предмет). Теперь спросите: «Какой из этих предметов ты возьмешь с собой?» – а после выбора уточните, зачем понадобится этот предмет.

Проделайте упражнение два раза. Во второй раз показывайте другую картинку, например пустынную местность (правильный предмет – солнечные очки), поход по скалистой тропинке вдоль горного ручья (с собой берем пластырь), через снежный лес (пригодится зимняя куртка), прогулку около водопада (необходим плащ-дождевик).

При подсчете очков за мысленное путешествие ставится 2 балла, если оба раза ребенок выбирал правильные ответы, 1 балл – если только один раз и 0 баллов – если ни разу.

Объяснения ребенка тоже приносят баллы: 2 – если оба раза объяснения были правильные, 1 – за одно верное размышление и 0 – если были выбраны неправильные варианты.

Оба теста рассчитаны на детей дошкольного возраста. Для школьников тесты можно усложнить, попросив напомнить о подарке на следующий день. А вместо похода в лес предложить подумать, что стоило бы взять с собой в путешествие по Китаю, или что нужно знать и уметь, чтобы стать директором завода роботов.

С помощью таких упражнений растущий человек будет все лучше и яснее представлять свое будущее. А это станет, пожалуй, одним из ключевых умений в его жизни.

Источники
  • Atance C. M., Meltzoff A. N. My future self: Young children’s ability to anticipate and explain future states // Cognitive Development. 2005. 20. 341–361.
  • Chernyak N., Leech K. A., Rowe M. L. Training preschoolers’ prospective abilities through conversation about the extended self // Developmental Psychology. 2017. 53(4), 652–661.



Что интересного на портале?