«Ребенок мыслит, потому что помнит, а взрослый помнит, потому что мыслит"
Ж. Пиаже
Принято считать, что с возрастом снижаются способности к обучению. Так ли это? Давайте, вместе подумаем над этим!
Р. Кеттелл, англо-американский психолог, еще в 60-х годах прошлого веса ввел понятие текучего и кристаллизованного интеллекта.
ТЕКУЧИЙ интеллект – это наши способности, с помощью которых мы воспринимаем и запоминаем что-то новое безотносительно конкретных условий. С помощью этого интеллекта мы начинаем учиться, знакомимся с понятиями, знаками и учимся ими оперировать. Мы называем эти знания теоретическими, то есть, как в учебниках.
Нам еще предстоит научиться применять полученные знания на практике, а в этом уже участвует наш кристаллизованный интеллект.
КРИСТАЛЛИЗОВАННЫЙ интеллект – это способность интегрировать полученные знания в опыт. То есть, в конкретных условиях человек применяет полученные знания и как бы проверяет их – работает или нет, правда или нет?
Разницу хорошо видно еще в ВУЗе, когда, например, человек с опытом работы в индустрии приходит преподавать студентам. Студентам трудно сдать экзамен такому преподавателю: он может разрешить пользоваться любыми учебниками, интернетом или библиотекой, но студентам все равно сложно понять, что от них требуется, ведь у них еще нет опыта применения своих знаний.
И в этом же состоит проблема молодого специалиста: теоретические знания – это одно, а их применение в реальных жизненных условиях – другое. Но так или иначе, мы все с этим справляемся! Кто будет спорить с тем, что человек, имеющий и теоретические знания, и практические, это настоящий профессионал своего дела.
И вот появляются ученые, которые хотят такому «профи» сказать, что текучий интеллект снижается с возрастом!? Не правда, ли здесь все не так однозначно, как кажется на первый взгляд?
Что происходит, когда такой профессионал начинает учиться чему-то новому. В чемособенностьобучения взрослого человека?
- Каждое новое знание в нашем уме сталкивается с предыдущим, уже проверенным на практике, освоенным и принятым. Вы думаете, мы с радостью примем на веру любое новое знание? Как бы не так! Мы – (или наш мозг?) - прогоним его через строй уже сложившихся знаний и имеющихся связей, и не будем принимать его чисто теоретически и сразу. Поэтому нам требуется дополнительное время по сравнению с молодежью, у которых такого опыта нет.
- Проверка пригодности нового знания может потребовать и очистки от предыдущих устарелых знаний, но этот процесс чистки также не сдастся без боя и, возможно, потребует проверки не только прошлого опыта, но и нового. А это также требует дополнительного времени.
Таким образом, необходимость фильтрации знаний на входе занимает больше времени, а значит, дает «фору» молодежи, которая без всякой критики впитывает новое для себя знание и создает первоначальную матрицу своей образованности. По сути, что проверяют на экзаменах? Память о новых понятиях, не так ли?
Те, кто знаком с программированием, сразу увидят аналогию: одно дело, когда надо написать программу «с нуля», и совсем другое, когда надо внести изменение в уже отлаженную, работающую программу, с накопленными базами данных. Такое изменение программы уже не просто встроят в отдельное звено, а протестируют всю систему целиком, чтобы она продолжала работать без сбоев, чтобы накопленные данные не потерялись, а новые попадали туда, куда надо.
Когда ваш банк сообщает, что банкоматы не работают несколько часов, то именно это и происходит с программным обеспечением всего банка по всем филиалам, разбросанным по стране или миру – идет тестирование всей системы.
Итак, с возрастом мы медленнее принимаем новые знания не потому, что наше восприятие или память работают медленнее, а потому, что нам надо выполнить гораздо больше работы. Значит ли это, что мы априори проигрываем молодёжи? Совсем не обязательно.
Например, вы заканчиваете свой второй ВУЗ вместе с юношей или девушкой 23-х лет и одновременно начинаете работать. И вот здесь вы как раз и отыграете ту «фору», которую дали им на этапе получения новых знаний: вы ведь не просто с новыми знаниями вышли, вы уже мысленно применили эти знания на своем прошлом опыте. Вы уже проиграли в своем уме практические ситуации; вы меняли свое отношение к прошлым моментам жизни, рассматривая и оценивая их через призму нового знания. И вуа-ля! На выходе вы гораздо быстрее входите в практическую деятельность, так как новые знания уже интегрированы в ваш прошлый опыт.
Таким образом, не надо бояться учиться во взрослой жизни! Не верьте в то, что ваши способности снижаются. Они снижаются только тогда, когда вы ими не пользуетесь.
А что вы думаете по этому поводу? Как учитесь или учились вы?