Эмоции – в переработку. Полезно ли ребенку «выходить в люди»?

Есть люди, для которых антураж народных гуляний – громкая музыка, яркие огни, крики зазывал – сигнал к получению удовольствий. Сердце начинает биться чаще, глаза распахиваются, ноги будто сами несут к веселому клоуну. Ура! Цирк приехал! Или все наоборот? Видишь толпу, слышишь визг шарманки, чуешь запах непонятно-на-каком-масле жареных колбасок, мигающие гирлянды вызывают мигрень, кожа покрывается мурашками, начинает подташнивать… А тебя тянут в самую гущу веселья, уверяют, что будет здорово. Ты-то точно знаешь, что здорово не будет.

Впечатлительные натуры

Многие дети заболевают после посещения увеселительных мероприятий, будь то цирк или театр, не столько и не только потому, что «нахватались вирусов», а просто от переизбытка впечатлений и эмоций. Они не умеют или не могут перерабатывать сильные чувства – как негативные – страх, горе, гнев, так и положительные – восторг, радостное возбуждение. Обратите внимание, радость или печаль в этот список не входят, они гораздо слабее «по модулю», не вызывают сокрушительной реакции, не валят с ног.

С самого рождения мы можем заметить (если внимательно приглядимся), что одни малыши не очень-то обращают внимание на резкие звуки за окном, продолжают спать, хотя рядом работает телевизор и папа громко говорит по телефону, радостно включаются в хоровод Деда Мороза, хохочут, визжат от счастья и прыгают, когда смотрят салют. Мой сын был такой в детстве: преспокойно спал в своей корзинке прямо посреди праздника, рыдал, а не расстраивался, в ярости мог буквально биться об стены, орал в прямом смысле «как резаный». Холерик.

«Владей страстями, иначе страсти овладеют тобой».
Эпиктет

А есть другие: более впечатлительные, как будто регулятор чувствительности у них выкручен до максимума, пугливые, робкие. Могут зайтись в плаче от того, что за дверью лает собака; их трудно уложить вечером спать, потому что они переполнены дневными впечатлениями, требуют выключить мультик в определенном месте, потому что там происходит что-то грустное или страшное. Зато легко определяют ваше настроение, могут подойти и просто молча обнять, если видят, что вы загрустили, обожают делать маленькие подарочки, помнят все мельчайшие события вашей совместной жизни.

Один мой горячо любимый мальчик смотрел страшные (или смущающие его) фильмы, стоя на диване вниз головой. Так было выносимо. В особо напряженных местах он выбегал за дверь и оттуда спрашивал «бесчувственную» меня: «Кончилось?»

Вот таким детишечкам как раз и сложно на народных гуляниях. Все их органы чувств оказываются атакованы: звуки, ритмичная вибрация низких частот, толкотня и беготня вокруг, визг, взрывы хохота, запах попкорна и сахарной ваты, перед глазами все мельтешит… Есть от чего разрыдаться!

Если это не массовое мероприятие, а, например, спектакль или фильм, то тоже тяжко. Зрелище на сцене захватывает и полностью увлекает внутрь сюжета, опять же, громкость, как правило, выше обычной, зал замирает и выдыхает в едином темпе. Для чувствительного эмпата или впечатлительного гипера это совершенно запредельная нагрузка.

Метод «Лица и эмоции»

Этот способ изучения эмоциональной сферы детей хорош тем, что подходит для всех возрастов. Суть его проста. Ребенку или подростку нужно нарисовать 6 важных для него людей (мама, папа – понятно, а дальше уже интереснее), затем 6 важных для него аспектов в жизни (дом, школа, но что же будет еще?). А затем ему выдается 6 «смайликов» с разной степенью выраженности позитивных и негативных эмоций, и теперь эти «смайлики» надо распределить сначала по людям, а потом и по сферам жизни.

Распознать глубокие чувства детей можно не только по самой расстановке «смайликов», но и по процессу этой расстановки: как быстро удалось расставить «хорошие смайлы», «плохие смайлы», в какие моменты возникали сомнения, как «смайлы» менялись местами и т. п.

Предотвратить взрыв

1. Оцените реалистично ценность и необходимость посещения культурно-массовых мероприятий, особенно во время каникул и в выходные.

2. Честно спросите себя: кому это нужно? Мне, чтобы не сидеть со скучающим ребенком дома? Мне, чтобы поставить галочку в списке must do хорошего родителя? Мне, потому что со мной никто никуда не ходил, а мне так хотелось?

3. Если все ответы «да» – подготовьте плацдарм и запаситесь припасами, то бишь выберите будний день, короткий маршрут, и, пожалуйста, не более одного мероприятия в день, а лучше – не более двух в месяц.

4. Как следует изучите описание предлагаемого увеселения. Из чего будет состоять шоу? Как долго оно продлится? Есть ли в программе пугающие элементы (дикие животные, огромные надувные шары, которые кидают в зал, клоуны на ходулях, «смертельные номера» типа канатоходцев)?

5. Всегда берите билеты с краю, у прохода, чтобы в случае чего можно было незаметно выбраться и, если повезет, незаметно вернуться. Однажды я пренебрегла этим правилом, вернее не предусмотрела, что ряд сидений может быть открыт только с одной стороны. Ну что, весь чопорный и напомаженный партер был вынужден слушать очень громкие и выразительные комментарии пятилетней девочки и шестилетнего мальчика на тему «А почему эта толстая тетя думает, что она фея? Мама, она что, правда полетит? (Глаза огромные и полные ужаса.) А почему балерины так громко топают? А у Дракона отвалилась пленка от шеи! Мама, мне не нравится, как музыка грохочет, пойдем отсюда. Мне скучно, это не похоже на мой мультик». Как вы понимаете, затея приобщить первоклашек к великой музыкальной культуре провалилась.

6. Будьте готовы уйти по первому требованию ребенка. Не стоит уговаривать его «потерпеть, дальше будет интересно, тебе понравится». Может быть, он согласится послушать музыку из фойе или из-за приоткрытой двери зрительного зала. А может, получит массу удовольствия, наблюдая за воробьями во дворе театра. Не давите.

7. Учитывайте возраст и физические возможности. Дошкольник хорошо переносит примерно получасовые представления, потом его внимание рассеивается и дальше он присутствует только номинально. В хороших детских театрах это знают и разбивают спектакль на два коротких акта.

8. Не поите детей газировкой! Во-первых, от нее очень хочется в туалет. Во-вторых, она вызывает нестерпимую жажду. В-третьих, мгновенный впрыск глюкозы в кровь приводит к сильному возбуждению, а через минут двадцать – к ощутимому чувству голода.

Метод «Раскраска»

Определить эмоциональное состояние ребенка можно, попросив его раскрасить домик или паровозик. В зависимости от того, какие вагоны или комнаты (в соответствии с их значимостью) в какие цвета (теплые, светлые или темные, холодные) он раскрасил, можно оценить проблемные зоны. Эта методика основывается на известном и популярном тесте Люшера.

Ликвидировать последствия

1. При первой же возможности – умыться как можно более полно. В идеале – душ сразу по возвращении домой. Но и просто подержать руки под струей воды в общественном туалете тоже можно. Убиваем сразу двух зайцев: смываем пыль и потенциальных вирусов и слегка успокаиваем вегетативную нервную систему.

2. Выпить стакан воды. Именно воды, а не чего-то сладкого.

3. Идти после театра пешком по бульварам, не загружаться сразу в метро или машину, дать возбуждению превратиться из потенциальной энергии в кинетическую. То есть, попросту говоря, выбегаться и продышаться.

4. Старая добрая традиция наших бабушек давать с собой бутербродик в салфеточке имела под собой дополнительный смысл (кроме главного: сэкономить деньги). Перекусить длинными углеводами и белком (хлеб-сыр-масло), но не наедаться сильно, чтобы потом не тошнило. А поесть как следует лучше дома.

СанПросвет-Бюллетень

Маленькие и не очень маленькие дети воспринимают и перерабатывают эмоции телом. Все же, согласитесь, мы намного реже сталкиваемся с серьезными трагедиями, чем с долгожданными премьерами. А элементарные нормы «когда, куда и как водить деточку» почему-то перестали пропагандировать. Так что я сейчас напоминаю очевидное:

  • не водите никуда детей младше трех лет;
  • детей дошкольного возраста – только на специально для них предназначенные мероприятия, по возможности недалеко от дома;
  • старайтесь не возить на общественном транспорте малышей, особенно в дни всенародного ликования.

Следите за тем, чтобы детям было чем дышать, чтобы им было не жарко. Основная причина истерик в общественных местах – именно жара и духота. Прогулка в парке с рассказыванием сказок гораздо полезнее для детей примерно до семи лет, чем любые образовательные экскурсии с классом. А в театр сходите сами.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА Предохранитель от жизни

Вопрос «идти или не идти?» не менее сакраментален, чем «быть или не быть». И решать его в каждом конкретном случае родителям. Каким бы ни был темперамент ребенка, не стоит предохранять его от… жизни. По возможности, она должна быть наполнена парками, «елками», театрами, цирком и даже детскими игровыми центрами. Помимо очевидной пользы, связанной с совместными эмоциями и развитием ребенка, посещение таких мест является в некотором роде «закалкой» – как эмоциональной, так и социальной. Иначе говоря, ребенок постепенно начинает чувствовать себя увереннее, представляет, чего ждать от того или иного места, перестает беспокоиться зря и учится саморегуляции. Но происходит это только в том случае, если родитель внимателен к ребенку и соблюдает «экологию» совместных выходов – выбирает мероприятия по возрасту, внимательно наблюдает за состоянием ребенка, при первых признаках перевозбуждения готов прийти на помощь с водой, бутербродом и выходом на улицу. Поэтому я голосую «за» совместные развлечения с ребенком в публичном пространстве, но только если вы остаетесь чувствительным барометром!

Юлия ВАСИЛЬКИНА,
семейный психолог


Что интересного на портале?