Крик или тишина

Где-то за последний месяц тема «крика» всплывала у меня несколько раз.

Из осколков таких случайных встреч сложилась мозаика с сюжетом картины Эдварда Мунка «Крик».

Наша задача не подвергать психоаналитической интерпретации картинуилисамого художника. Как отмечал Фрейд в работе "Леонардо да Винчи: Воспоминание детства", "сущность художественной деятельности также недоступна для психоанализа". 

Мы постараемся услышать себя через картины. Мы смотрим на картину. И чувствуем, как в нашем теле что-то начинает неравнодушно пульсировать.

Как только я вспомнила Мунка, то почти сразу получила арт-обстрел из различных криков. Так, в топологической заметке Валентина Бабиченко «О тишине» (https://vk.com/transfert_psychanalyse?w=wall-166892537_27%2Fall) прочитала фразу: «Доктор Лакан говорит - "крик взывает тишину к жизни"».

Далее читаю в лекции № 1 у Жиля Делёза: «Некоторым образом, философ не тот, кто поет, а тот, кто кричит», «концепт есть форма крика».

Да что ж все это значит, думала я…

Решила обратиться практически к самим истокам, увлеклась чтением книги Рольфа Стенерсена «Эдвард Мунк». Рольф Стенерсен был одним из немногих людей, кому дозволено было самим Мунком приближаться и общаться с ним. Поэтому, полагаю, что ссылка на этот источник является достоверной.

Итак, Стенерсен писал: ««Крик» — может быть, самая характерная картина Мунка. От нее веет всепоглощающим страхом. Она показывает, как краски и линии пейзажа восстают против слабого и сверхчувствительного человека. Это сам Мунк, который однажды вечером вдруг почувствовал, что пейзаж его парализует. Линии и краски ландшафта двинулись к нему, чтобы удушить его. Он пытался закричать от страха, но не мог произнести ни звука. Он понял, что с ним что-то случилось, что нервы его перенапряжены. И все же не пошел к врачу. Хотел остаться в таком состоянии. Думал, что болезнь, натянутые нервы помогают ему писать. Он не хотел быть обычным обывателем, потерять свою особую характерность. Он хотел быть художником Эдвардом Мунком».

С трудом сдерживаюсь, чтобы не закричать в попытках провести анализ автора и его произведений искусства. Ведь я же все знаю, мне же понятны его симптомы и паранойяльныйстрахпреследования! Ну, правда же! Я прочитала не только одну, но еще и вторую, а еще около десятка статей про картину Мунка «Крик»! Я все-превсе знаю и кричу рассказать об этом!

Стоп.

Нет-нет, нужно всего лишь отвести взгляд от картины, нужно признать ее мистическую составляющую, жизненно необходимо замолчать вместе с безмолвным криком кричащей фигуры, пол которой определяется в разных источниках по-разному, и все же опять всем-всем рассказать поскорее о своих открытиях!

И все же снова стоп.

Взгляд направить на картину.

Огонь заката, причем, мы сразу почему-то понимаем, что это именно закат. Наверное, потому что крик, надвигается темнота, воздух дрожит от галлюцинаций и уплотняется от потока воображаемого наполнения картины.

Невозможно смотреть на эту картину долго. Хочется отвести взгляд. Картина смотрит. Картина сжигает. Единственной защитой от картины становится крик,криккак способ уйти от акта зрения и акта видения, которые сливаются в болезненное двуактное действие. Краски, цвет, сюжет, история создания картины, - все это до боли пронзает наш взгляд. И картина уже не становится экраном, который поглощает наше эмоциональное состояние, возвращая намспокойствиеи удовлетворение от созерцания произведения искусства.

Мунковский «Крик» - картина иного свойства.

«Крик взывает тишину к жизни»… Эта фраза Лакана также, как и картина Мунка, не дают мне покоя. Хочется их разгадать. Но получается либо скатиться в воображаемое наделение смыслом мунковского полотна, либо вообще какая-то ерунда.

«Крик взывает тишину к жизни»… Как расставить знаки препинания? Каждый для себя может сделать это самостоятельно. Либо тишина, либо жизнь, либо крик. Картина «Мунка» дает подсказку к ребусу, в котором так важны знаки препинания. Без крика нет жизни, без жизни нет тишины. Без безмолвно кричащего субъекта нет огненного пейзажа, кудрявых фьордов и сказочных норвежских гор. Мне кажется, что картина Мунка не про «нравится» или «не нравится».

Мунк пишет к надписи к картине: «Я почувствовал крик природы».

Картина про чувства. Наверное, поэтому ее так тяжело смотреть, и, скорее всего, поэтому до того, как почувствовать звон тишины, следует услышать безмолвный крик.

В нашем бешеном ритме жизни порой нет никакой возможности остановиться и закричать. И тем более, практически не осталось времени и места, чтобы услышать тишину. Постоянно посторонние звуки и присутствие.

Аналитический кабинет является тем редким местом, где возможна тишина, где вероятность услышать пульсацию бессознательной жизни чуть выше.

Дубровских Олеся

Что интересного на портале?