Домашнее задание: помогать или не мешать?

Ф. Решетников. Переэкзаменовка. Фрагмент. 1954

Такой отчаянный вопрос довольно часто задают и дети, и их родители. Необходимость домашнего задания вызывает много споров, и верного ответа на вопрос «А нужно ли оно?», скорее всего, нет.

В разных странах отношение к домашнему заданию разное. Например, во многих школах Финляндии, Испании, Италии на дом ничего не задают, в Израиле домашняя работа появляется только с шестого класса, а вот в Японии размер работы дома очень велик.

Чтобы замотивировать себя на нейтрально-положительное отношение к нему, важно понимать, что задание, которое ученик делает дома, позволяет ему самостоятельно проработать тему, научиться планировать свое время, запрашивать необходимую помощь, формирует «взрослую» позицию, ответственность за свою работу.

«Не могу заставить ребенка сесть за уроки!»

Причин, почему ребенок отказывается садиться за домашнее задание, может быть много:

  • Непонимание предмета. В этом случае вместе с ребенком разберите трудные для понимания моменты, задавайте наводящие вопросы.
  • Усталость. Проанализируйте график ребенка, есть ли в нем время на отдых – такой, какого хочет он сам?
  • Страх. Ребенок уверен, что не справится с заданием, и он выбирает избежать этого любой ценой. Истоком страха может быть, например, реакция окружения на его ошибки (раздражение, высмеивание, дополнительная нагрузка). В этом случае поддержите ребенка, покажите свою веру в него и готовность помочь.
  • Недостаток внимания родителей. Возможно, вы очень заняты на работе, ребенок получает ваше внимание (пусть даже негативное) только если «не справляется» с домашним заданием. Конечно, он будет пользоваться этой возможностью. Дайте ему то, что необходимо. Подбодрите, когда он сядет за уроки, скажите что-то приятное, погладьте по голове, побудьте рядом (не вмешиваясь в процесс работы).
  • Перенос неблагоприятных отношений с учителем на предмет. Тут важно встретиться с педагогом и проанализировать ситуацию, выработать подход к ребенку.
  • «Избалованность». «Не хочу, потому что не хочу!» Здесь можно говорить о личной ответственности за учебу и о последствиях невыполненных уроков, в том числе о лишении чего-то важного, например прогулки по магазинам в выходные, посещения футбольного матча.
  • Непонимание смысла. «А зачем мне это?» Это мировоззренческий вопрос, один из самых сложных… Поговорите с ребенком о пользе задания на дом, о важности самостоятельной работы, превратите процесс в игру.

Ф. Решетников. Опять двойка. Фрагмент. 1952

Начинаем работу до школы

Уже в первом классе (а иногда и раньше) становится понятно, будут ли у ребенка трудности с выполнением домашнего задания.

Существует алгоритм, который действует с ранних лет: «Я делаю сам вместе с родителями (а детям до шести – семи лет очень нравится заниматься чем-то совместно с мамой и папой), получая удовольствие». Ключевое слово – «сам». Родитель – помощник из «зоны ближайшего развития», поддержка.

Важно: не бойтесь давать ребенку возможность ошибаться. Это нормальный процесс научения и развития. При таком подходе ребенок с ранних лет реально учится быть самостоятельным, понимать свои возможности и становится уверенным в своих силах. Если же родитель делает что-то вместо ребенка, то позже в школе возникают проблемы: волокита, слезы, протесты и т. п.

Вместе или вместо?

«Мне проще самой сделать за него это задание, чем объяснить!» – устало сказала мне мама одиннадцатилетнего Вани.

Конечно, после рабочего дня сидеть и разбирать задание, особенно нестандартное, и объяснять такому же замученному ребенку, что от него требуется, сложно. Но, делая что-то вместо ребенка, чему мы его научим?

Ф. Решетников. Любины уроки. 1952

В этой ситуации важно набраться терпения и позволить ребенку сделать самостоятельно то, что он сможет, а затем проверить и указать на ошибки. Не стойте у него за спиной, не комментируйте, дайте возможность работать самому.

«Двойка» родителю?

Самоанализ: если ваш ребенок в школе за домашнее задание получил двойку, почему вы так расстраиваетесь? Переживаете за ребенка или за себя? Может быть, в вас говорит внутренний ребенок, который получил двойку? Знакомо ощущение, что это вы не доработали? Что вы – плохой родитель?

Эти чувства и мысли разрушают вас, ваши отношения с ребенком (вы же ярко реагируете на «свои» двойки, да и попробуете исправить эту оценку любой ценой), а также отбирают ответственность за учебу у ребенка.

Важно проработать ваши отношения с «оценкой» – либо самостоятельно, либо со специалистом. И помните, вы не участвуете в школьном конкурсе на «лучшую поделку/рисунок/решение задачи»!

Кстати, об ошибках…

Эта часть особенно важна для родителей, чьи дети учатся в начальной школе.

Вспомните, когда ваш малыш учился ходить. Он падал на попу, а что делали вы? Ворчали, что он ничего не может? Кричали? Устало закрывали глаза? Нет, вы умилялись и с улыбкой смотрели на его попытки, пока наконец он не делал первые шаги.

А сейчас, когда ваш школьник делает ошибки, как вы реагируете? Почему ваша реакция из умилительно-снисходительной превратилась в раздражение? Ситуация в целом осталась та же: ребенок учится чему-то новому, ошибаясь и исправляя ошибки. В следующий раз, проверяя домашнее задание, помните об этом.

Реагируя на ошибки криком, разрыванием тетрадей, требованием сделать сначала на черновике, а затем переписать, вы формируете у ребенка тревожность, неуверенность, негативное отношение к учебе, требуя от него аккуратности, которая практически недостижима в этот возрастной период.

У меня есть знакомая мама, которая первые двойки своих детей отмечала тортом. «Что за глупость?! Как так можно?» – могут воскликнуть удивленно или даже возмущенно «ответственные» родители. А мудрый ход в том, что с помощью родителей дети учатся видеть позитивную роль ошибки – «трамплина». Зная, в чем слабое место, мы можем поработать над ним, добиться успеха. При этом сохраняется вера ребенка в свои силы, умение добиваться цели, работать над собой и не бояться провала.

«Пятерка» или хорошие отношения?

Помните анекдот: «Уроки сделаны. Мама охрипла. Дети оглохли. Соседи выучили. Собака пересказала»? К сожалению, это нередкая история. Но стоят ли отношения между детьми и родителями этих пятерок? И кстати, далеко не всегда пятерок.

Подумайте, что для вас в приоритете: здоровый ребенок или невроз, страх перед уроками, конфликты и выполненное задание?

Основная функция родителя – поддерживать ребенка, обращать внимание на его прогресс. Говорите конкретные вещи:

– Ты сегодня сам правильно сделал упражнение! Я горжусь тобой!

– Посмотри, еще недавно ты заходил за поля, а теперь у тебя отлично получается писать ровно. Ты очень стараешься! Я так рада!

Станьте для ребенка помощником и другом, поддержите его:

– Ты выбрал такое интересное решение…

– Мне очень нравится ход твоих мыслей…

Показывайте свою заинтересованность:

– У тебя глаза горят от счастья! Ну-ка, делись…

– Я понимаю, что было трудно. И вижу, что ты приложил максимум усилий.

При неудачах констатируйте их факт, избегая яркого эмоционального подкрепления.

Помните, что дети до 12 лет могут менять и трансформировать свое поведение, ориентируясь только на положительные стимулы.

Н. Заболотский. Опять пятерка. Фрагмент. 1954

С чего начать?

Практически любому ребенку, особенно в начальной школе, нужен такой вид помощи, как организующая.

  • Обеспечьте режим дня. Оптимальное время для домашнего задания – период с 15.00 до 18.00, после прогулки.
  • Помогите правильно организовать рабочее пространство. На столе располагаются только необходимые для конкретного домашнего задания предметы; компьютер, телевизор, гаджеты отключены.
  • Оставьте время для отдыха. Ребенку необходимо личное время, когда он просто бродит по комнате, перебирает игрушки, смотрит в окно. Это его способ отдыха, возможность подумать, переработать то, что произошло с ним в первой половине дня.
  • Распределите нагрузку. Разбейте подготовку домашнего задания на периоды: 15–20 минут работы – 5 минут отдыха (попил воды, съел яблоко, походил). Для средней и старшей школы периоды работы увеличиваем до 40–50 минут.
  • Придумайте ритуал. Именно с него будет начинаться работа. Например, подготовить стол, выпить какао.

Что еще?

Ученики начальной школы очень любознательны и, конечно, любят играть. Вы можете использовать это:

  • Проведите соревнование ребенка с самим собой: вместе выберите то, что вы будете развивать, например скорость выполнения домашнего задания, аккуратность, снижение количества ошибок, и создайте «Дневник успеха». Анализируя работу и заполняя дневник, акцентируйте внимание на прогрессе, успехах ребенка.
  • Поменяйтесь ролями с ребенком, покажите, что вы тоже не все знаете: «Хм, как интересно… только мне вот непонятно, а как…? Я не разобрался, а как решается эта задача?» Ребенок с радостью начнет вам объяснять что-то, в процессе этого приходя к новым открытиям, осознавая пройденный материал.

Мы обсудили много приемов и подходов. «Помогать или не мешать», каждый родитель решит для себя сам. Самое главное – это знать и учитывать особенности ребенка и помнить, что от вашего отношения к его учебе зависит и то, насколько она будет нравиться школьнику.



Что интересного на портале?