60 способов помочь ученикам мыслить самостоятельно

Цель большинства учителей состоит в том, чтобы мотивировать и заинтересовать своих учеников – подготовить их к получению наставлений или, иначе говоря, приспособиться к заранее установленному учителем процессу, который приведет к определенной цели обучения, также выбранной вами заранее.

Но последнее время я думаю о том, как на самом деле происходит обучение – о причинах обучения. Как насчет обучающих событий? Почему бы нет?

Я составил список из 60 (из миллионов) этих «обучающих событий» (употребляю этот термин за отсутствием лучшего) – тех обстоятельств, в которых ученики учатся без усилий. Они могут учиться, если их заставляют – могут начинать, ускоряться, заканчивать, повторять пройденное. Но какие условия или контексты позволяют учиться, не прикладывая усилий? Учиться, даже не зная о том, что это происходит? Когда их (по сути дела) хитростью заманивают в процесс глубокого понимания?

Как это происходит – особенно если у вас есть очень конкретная ежедневная учебная задача, которой вы стараетесь соответствовать в рамках определенного академического стандарта?

Здесь необходимо учитывать учебные планы, обучающие модели и планирование уроков. Для начала рассмотрите следующие события в качестве примеров. Шаблоны. Они могут привести к точному освоению стандарта или цели в соответствии с разделом Карнеги или планом урока Хантера, но они думают так. В этом случае они не выслеживают вас по оставленным следам, а думают сами за себя.

Мы предлагаем серьезный сдвиг в учебном процессе. Общепринятый процесс состоит в том, чтобы задать вопрос в надежде на то, что он вызовет обдумывание или приведет к нахождению правильного ответа. Могут также задаваться проекты, где ученики – с течением времени – сочетают приобретенные умения и как конкретные, так и процедурные знания, чтобы создать проект и/или выполнить определенные предъявленные требования. Все это требует размышлений, но происходит в рамках определенного учебного плана или под наблюдением учителя. Речь идет об определенной последовательности действий.

Более точным подходом является эссе, когда ученики занимают определенную позицию и должны тщательно ее отстаивать. (Это часть №10 из приведенного ниже списка.) В этом эссе ученики должны думать о том, что они думают, и затем объяснять, почему они так думают. В данном случае речь действительно идет о «самостоятельном мышлении». Но оно также зависит от умения излагать свои мысли в письменном виде – а это еще один самостоятельный вид знания – которое одновременно раскрывает и затемняет мышление.

Как насчет чего-то более точного? Более чистого? Чего-то, что может совершаться от момента к моменту в любом классе? Использоваться почти в любом уроке? Эти идеи приведены ниже. Скоро мы создадим полноценную модель. Здесь приведены некоторые примеры того, как это может выглядеть на практике.

60 способов помочь ученикам мыслить самостоятельно

1. Позвольте им видеть, осуществляются ли их предсказания.

2. Позвольте им формулировать теории и сразу же проверять и пересматривать эти теории на основании наблюдений.

3. Предоставьте им возможность правильного сотрудничества с правильными «умами» в правильное время.

4. Позвольте им чтение по их выбору – без указаний и внешнего давления.

5. Позвольте им играть с содержанием и динамическими обучающими инструментами – без определенных целей, или подталкивания, или правил (помимо диктуемых здравым смыслом, техникой безопасности и т. д.).

6. Позвольте им видеть части целого и целое в его частях.

7. Помогите им осознать взаимозависимость между содержанием и ими самими.

8. Проследите за тем, чтобы они были мотивированы на самопознание.

9. Помогите им служить другим и учиться ценить себя и собственную человеческую полезность в процессе.

10. Помогите им писать о чем-то сложном, личном, эмоциональном, значимом или по видимости банальном.

11. Научите их медитировать (смотреть, не думая, думать о думании после).

12. Помогите им начинать с того, чего они не знают – это гарантирует, что они будут думать самостоятельно, поскольку обеспечивает каждому ученику собственную стартовую площадку.

13. Позвольте им исследовать «неотфильтрованные» источники информации.

14. Помогите им начать проводить различие между основными эпистемологическими категориями — например, информацией, знанием и мудростью.

15. Помогите им попытаться передавать понимание (подсказка).

16. Позвольте им попытаться передавать понимание самостоятельно.

17. Помогите им верить, что они могут, чтобы они не боялись делать выбор в страхе быть отвергнутыми.

18. Позвольте им практиковаться, практиковаться, практиковаться в компании, где присутствует обратная связь.

19. Научите их делать ошибки без обвинений.

20. Помогите им исследовать что-то, что они видят как загадочное, дикое или общественно «недозволенное».

21. Позвольте им получать обучающую обратную связь от кого-то, кто находится лишь немного выше их «уровня».

22. Научите их пытаться находить общую почву для несопоставимых на первый взгляд позиций.

23. Помогите им критически думать о том, что другие воспринимают как неинтересное или недостойное того, чтобы об этом думать.

24. Позаботьтесь о том, чтобы они часто думали о сложных идеях и ситуациях.

25. Помогите им осознать бесконечную сложность всего, рассматривая информацию в связи с перспективой (это ведет к бесконечной цепи других осознаний, если они захотят достаточно долго над этим размышлять).

26. Поддержите их скучание, пусть скука рассеется сама.

27. Позвольте их уму блуждать.

28. Поддержите их желание играть в компьютерные игры и обучающие симуляции.

29. Научите их ставить цели, ведущие к внешним и внутренним наградам.

30. Помогите им ощутить подлинную потребность знать и понимать.

31. Спросите у них, что для них важно и почему.

32. Оставьте их в покое.

33. Позаботьтесь о том, чтобы они слышали «что-то» много раз разными способами из многих перспектив и от многих голосов.

34. Помогите им научиться распознавать нюансы в мышлении других людей.

35. Помогите им с уважением относиться к границам человеческого знания.

36. Помогите им действовать в их Зоне Ближайшего Развития (ЗБР) для этого ученика в рамках этого образовательного стандарта (что очень, очень трудно соблюдать последовательно).

37. Позаботьтесь о том, чтобы у них был осмысленный выбор на любом этапе.

38. Позаботьтесь о том, чтобы они получали поддержку в своем самонаправленном обучении.

39. Поощряйте их в том, чтобы что-то мастерить.

40. Помогите им увидеть ценность того, что они делают.

41. Предоставьте им персонализированное непосредственное наставление.

42. Позвольте им послушать хорошо написанную лекцию.

43. Помогите им научиться думать об их собственном думании.

44. Поддержите их страсть в обучении, чтобы она привела их туда, где обучение может происходить само собой.

45. Помогите им ценить неуверенность.

46. Позаботьтесь о том, чтобы они были способны установить релевантность содержания для них самих.

47. Поддержите их в том, чтобы они задавали свои собственные вопросы – а затем задавали лучшие вопросы.

48. Помогите возможностям для исследования встретиться с мотивированным умом.

49. Направьте их в динамические пространства, характеризуемые людьми, мыслями и творчеством (и не запутанными методиками, правилами и стандартами).

50. Познакомьте их с чем-то, чем стоит заняться и что представлено в виде игры, продуманной экспертами.

51. Помогите им встретиться с разнообразием и расхождениями и интернализировать их.

52. Помогите им рассмотреть свои прежние ошибки, мыслительные паттерны и гениальные прозрения.

53. Помогите им научиться искать самоосознание, а не осознание содержаний.

54. Помогите им не принимать ничего всерьез и проникнуться духом игры и любопытства.

55. Помогите им доверять себе, позволяя ошибаться.

56. Позвольте им видеть их собственные успехи.

57. Помогите им осознать модели обучения.

58. Позаботьтесь о том, чтобы они могли объяснить важность идеи, умения или другой академической темы.

59. Позвольте им видеть с любовью демонстрируемые образцы и переживать общение с ними.

60. Позаботьтесь о том, чтобы их обучали с любовью.


  • Источник: teachthought.com/critical-thinking/how-students-learn/
  • Автор — Терри Хейк
  • Перевод: Кирил Меламуд




Что интересного на портале?