5 методов успешной самопрезентации

Навыки успешной самопрезентации необходимы каждому человеку. Тем не менее публичное выступление многих вгоняет в краску.

Самопрезентация бывает трех типов: устная, сценическая и видеопрезентация. Последняя, как правило, не вызывает затруднений. Сегодня мы поговорим о более сложных видах — устной и сценической.

1. Определитесь с целью

Информационная цель. Когда оратору необходимо уложиться в тайминг и максимально понятно изложить свои мысли. Готовясь к такой самопрезентации, я рекомендую оставлять время на сбор обратной связи. Это позволит понять, усвоила ли аудитория материал.

Мотивационная цель. Когда спикер побуждает аудиторию к совершению какого-либо действия, например, к покупке. Не забывайте про важность диалога с аудиторией, через который можно понять ее потребности и насущные проблемы.

Развлекательная цель. Когда спикер вызывает у аудитории эмоции. Теоретически не столь важно будут они положительными или отрицательными. Однако лучше, чтобы у слушателей осталось позитивное впечатление.

2. Почувствуйте аудиторию

Для этого необходимо собирать обратную связь после выступлений. Это поможет скорректировать и усилить самопрезентацию и понять, на чем делать акцент в следующий раз. В формате личной беседы обращайте внимание на мимику, позы и интонацию слушателя. Не стесняйтесь спрашивать у него, все ли понятно и есть ли у него пожелания.

3. Определитесь с позицией

Существует три основных позиции: «сверху», «снизу» и «на равных». Допустимо использование каждой с выделением одной основной. Рекомендую стремиться к позиции «на равных». Выясните в начале выступления ожидания аудитории. Не стесняйтесь спрашивать у людей, зачем они пришли, старайтесь добираться до сути. Опираясь на эти данные, вы сможете выстроить выступление максимально интересно.

Кейс-пример: Моя клиентка, стараясь привлечь в свой бизнес инвестиции, провела более 40 неудачных встреч. Она избрала неверную тактику, общаясь с инвесторами «снизу», что их отпугивало. Я посоветовал ей получить обратную связь. Выяснилось, что у инвесторов складывалось впечатление, что она не верит в проект и пытается что-то скрыть за попытками подчеркнуть его важность и значимость. Поняв причину отказов, мы начали прорабатывать ее убеждения. Это поведение было связано с детством. У нее был строгий отец, воспитавший ее по устаревшей советской модели, когда ребенку внушают, что только он сам отвечает за результаты. При этом у ребенка складывается осознание, что он всегда должен быть идеальным, ставится под сомнение его значимость и возможность общаться с окружающими на равных. Когда моя клиентка общалась с инвесторами, перед ней возникал образ отца и она принижала себя. Отработав это убеждение, ей удалось выстроить отношения с партнерами и привлечь инвестиции после третьей встречи.

4. Не тушуйтесь

Любое публичное выступление можно сравнить со свиданием: если напротив сидит человек — между вами есть симпатия. Следовательно, перед вами не стоит задачи понравиться собеседнику. Необходимо расслабиться и получать удовольствие, иначе процесс превратится в муку и для вас, и для аудитории. Будьте искренними, создавая настроение для себя и транслируя его слушателям.

5. Работайте над эффективностью

У каждого выступления должна быть четкая цель и желаемый итог. Своим ученикам я рекомендую составлять план контрольных точек, опираясь на которые можно отслеживать результат, идти по регламенту и минимизировать волнение.

Помните, что не бывает наполовину успешных выступлений. Не бойтесь импровизировать и менять стратегию в ходе самопрезентации. Относитесь к неудачам как к опыту, который сделает ваше следующее выступление лучше и интереснее.



Что интересного на портале?