Значимость поддерживающего окружения

Д.Винникотт (известный британский психолог) ввел такое понятие "преданная мать" и сказал, что мать должна полностью приспособиться к новорожденному младенцу и к его потребностям.

В возрасте младенца с рождения до 6 месяцев маме нужно отодвинуть свои потребности, чтобы полностью звучать с малышом в его ритме (в ритме дыхания, кормления и т.д.). Мама интуитивно знает, что делать и что малышу нужно, она видит мир его глазами и представляет его ощущения. 

Д.Винникотт также вводит понятие "достаточно хорошего родительствования", полагая, что иногда вмешательства докторов и медсестер может принести больше вреда, чем пользы.

Д.Винникотт первым написал, что в младенчестве до 1,5 лет малыш воспринимает себя и маму как единое целое и не воспринимает себя отдельно от мамы. 1,5-годовалый малыш считает, что мама является продолжением его тела, его рук и ног (он бросает игрушку, а мама ему подает, он опять ее бросает, а мама опять подает и т.д.). Он улыбается маме и она ему тоже. Папу малыш тоже знает, по голосу, по энергетике, это знание пренатально. Трепет папы очень нужен ребенку.

Единство, которое переживает малыш с мамой Винникотт назвал контактом вне деятельности, подчеркивая, что это их совместное бытие. И это переживание, эта зависимость необходима ребенку для того, чтобы он в последствии мог достичь независимости. Таким образом, здоровая привязанность необходима для здорового отделения в будущем.

Также Винникотт описал, что если младенцев оставляют одних без контакта со значимым ему человеком, то ребенок испытывает очень сильную тревогу. В проводимых Винникоттом клинических исследованиях взрослые клиенты описывают так свои детские переживания: "Я разваливаюсь на куски", "я падаю в бесконечную пропасть", "я умираю, умираю...", я теряю последние отблески надежды, что моя мама вернется". 

Все это осложняется еще тем, что у младенца нет чувства времени, поэтому переживание это слишком долго для малыша.

Винникотт приходит к выводу, что для малыша очень важно поддерживающее окружение. Термин "поддерживающее окружение" взят из того, как мама держит малыша, заботясь о нем, и физически, и эмоционально, своей энергией. В таких отношениях происходит естественный рост ребенка,  и этому способствует также помогающее окружение, малыш учится взаимодействию с близкими и приобретает наследуемый способ контакта, что закладывает основу его здоровья.

Винникотт сделал ошеломляющий вывод, что то, как мама держит малыша, то как она эмоционально относится к нему, для малыша важнее даже, чем качество молока, которое поступает во время кормления.

В 1,5 года малыш начинает отстаивать себя и свою собственную индивидуальность, прежде всего убеждаясь, что у него и у мамы разные тела. Он кусает то маму, то себя, тем самым проверяя свои убеждения, т.к. когда кусает маму не чувствует боли, а когда себя - чувствует. Это стремление исследовать исходит изнутри его растущей психики. И для ребенка очень важно пройти эту стадию зависимости с помощью поддержки своей матери. Маме терпеть боль, конечно, не нужно, но и кусать в ответ малыша тоже не следует (бывает и такое), т.к. малыши очень пугаются. И не надо его ругать и говорить, что он плохой. Мама сдерживает его порывы и говорит: "Ты убеждаешься, что ты другой, чем я, и у нас разные тела. Вот твое тело, вот -мое, а вот границы между ними. Вот смотри, я отошла, а ты остался." Он видит, что мама его понимает и, как правило, успокаивается.

Таким образом, мама помогает малышу решить эту задачу с малыми потерями, т.к. не очень хорошо быть искусанной. Задача матери на этой стадии выжить и остаться постоянной к малышу, а оставшуюся часть работы ребенок сделает сам и, конечно,  убедится, что он не часть мамы, а мама не часть него.

Следующей задачей мамы перестать говорить только "да" и начать говорить "нет", для того чтобы малыш научился реагировать на отказ, научился сердиться, чтобы у него возникла очень четкая разница между "да" и "нет", т.к. его психика к 2м годам вырастает. Когда ему будут говорить "да", для него это будет воодушевляющим. А когда "нет", то он научится понимать, что для этого есть какая-то причина, и это, конечно, не обязательно будет ему нравится, но он будет справляться с этим.

Если на какой-либо из стадий есть травма, то она окажет влияние на последующее развитие, и психологам очень важно это знать, для того чтобы замечать эти признаки, как они есть сейчас и как могли бы быть в здорОвом развитии.  


Что интересного на портале?