Застревающий тип. Проблемы акцентуированных личностей.



Когда-то я писала про личностные акцентуации -  https://www.b17.ru/article/72586/

Акцентуации – это заостренные личностные черты, не переходящие границу патологии. Здоровой (условно, естественно) частью популяции занимаются психологи. Патология – удел психиатров. Нахождение в «здоровой» зоне, осознание, что у тебя всего лишь акцентуация характера, а не что-то более тяжелое, всегда само по себе является поддержкой. Тем не менее, проблемы бывают у всех, а у акцентуантов в силу их характера еще и чаще.

Всего существует 10 типов акцентуации. Сегодня хочется поговорить о застревающем типе.

Застревающий тип склонен к длительным переживаниям. Он, если проводить аналогии с едой, долго и тщательно пережевывает все, что преподносит ему жизнь. Чувства, как приятные, так и не приятные, оставляют в его психике долгий след.

Застревающий склонен к недоверчивости. Ему сложно переключаться. Отсутствует гибкость, зато есть огромная способность к сопротивлению. Вообще ситуации неопределенности – сильнейший фактор стресса для застревающего. Сюда же – нарушение планов. Как правило, отношения не входят в список ценностей застревающего, вообще с отношениями и людьми у него трудновато. У застревающего бывают сверхценные идеи, которые он упорно отстаивает. Этот тот тип, для которого важнее быть правым, чем находиться в хороших отношениях.

У застревающего присутствуют выраженные параноидные черты. Он может подозревать других, быть обидчивым и злопамятным.

Вынослив, работоспособен. Честолюбив. Высокопродуктивен.

Типичными проблемами застревающего может быть:
- налаживание теплых связей и установление доверия. Из-за проблем с доверием застревающему тяжело расслабиться, он должен все контролировать. А если это дополняется склонностью к пугающим фантазиям, то мир вокруг может восприниматься как слишком опасный и слишком враждебный.

- одиночество. Потому что не каждый выдержит такой уровень контроля.

- неспособность распознавать стресс, потому что застревающий стремится больше делать, чем ощущать и разбираться в себе. Когда эмоционального напряжения много, но оно не распознано, могут начаться психосоматические проблемы: гипертония, головные боли, проблемы с ЖКТ, проблемы в интимной сфере.

- отсутствие взаимопонимания с детьми, особенно с маленькими. Взаимодействие застревающего родителя и ребенка от двух до пяти лет, например, чревато моральными травмами для обоих. Для застревающего важна истина, и он упорно будет объяснять ребенку, что и как правильно и что как должно быть устроено. Ребенку в кризисе трех важно самоутвердиться, почувствовать свое право на любой протест и любую чепуху. К тому же есть вещи не про правильность и эффективность, а про тепло и принятие, и тут у застревающего может не оказаться нужных навыков вообще.

Если вы живете с застревающим:

- будьте предсказуемы. Пощадите его. Ему очень сложно справляться с неопределенностью.

- учитесь отстаивать свои границы. Учите застревающего их не пересекать. Иначе будете ходить по струнке остаток жизни.

- Имейте достаточно источников самоподдержки, потому что застревающий может не быть достаточно теплым. Но он/а может быть прекрасным специалистом, семьянином, другом.

 Если вы застревающий.

Застревающий с большой вероятностью может попасть в терапию по психосоматическим причинам, и то не сам, а по направлению от врача. Причины этого – в общем недоверии ко всему, что связано с внутренней жизнью и с психологией. Застревающему трудно говорить о своей жизни, он как будто существует только в деятельности, на поверхности своей личности, не особо всматриваясь в глубину. Возможны депрессии, тревожные расстройства, как вариант - компульсивно-обсессивное расстройство.

В качестве информации к размышлению для застревающего можно предложить упражнение на метафорический образ себя. Это очень просто. Осмотритесь вокруг и скажите, на что вы больше всего похожи в этом интерьере. Какие ваши качества отражаются в этом выборе. Много ли черт похожести вы можете найти? Насколько вам комфортно говорить о себе и своих личностных чертах? Есть ли что-то, что вам хочется изменить в себе?

Другие вопросы:

Насколько вы удовлетворены своей жизнью и отношениями?

Какое место в вашей жизни занимает отдых, расслабленность, творчество?

Что вы думаете о части личности под названием «внутренний ребенок»? Какой он в вашем случае?

Следующая статья – про демонстративный тип.

 




Что интересного на портале?