Сегодня у меня необычный клиент: мальчик с проблемами в поведении и напрочь отсутствующей мотивацией к учебе.
Заходит в кабинет чернее тучи. Губы сжаты, смотрит исподлобья, руки в карманах. Не подходи, укушу. Ожидает очередной разборки поведения и нотаций. На приветствие не отвечает. Ничего, разберемся!
Рисунок дерева
Предлагаю нарисовать дерево восковыми карандашами. Недоверчиво косится, но приступает к работе. Через несколько минут объявляет: "Готово!" Рассматриваю рисунок зеленого дерева с мощным стволом и корнями. После вопроса: "Все ли дерево устраивает, всего ли ему хватает?" дорисовывает травку (под ней земля), солнце и маленькое дерево рядом (для компании). Потихоньку начинает идти на контакт, рассказывает о своем рисунке.
МАК "Роботы"
По моей просьбе собирает робота, похожего на себя.
Вооружен, потому что вокруг террористы. Ничего не хочет слышать, поэтому в наушниках.
Идеальный мир в песочнице
Переходим к следующему виду работы. Объясняю устройство песочницы, пересыпаем песок, находим голубую поверхность дна (вода), знакомимся с фигурками. Задание: создать свою идеальную страну, заселить ее жителями, дать ей название.
И вот в песочнице уже Магическая страна. Осталось выслушать комментарии создателя.
Конечно, информация, которую психолог получает в ходе работы клиента с песком, во многом интуитивна. Однако, можно опираться на определенные каноны. Так
- левая часть обозначает прошлое, то, что у человека уже есть;
- правая часть, это будущее, социализация в обществе;
- верхняя часть - то, о чем человек думает, его мысли;
- средняя - эмоции, чувства;
- нижняя - земля под ногами, опора.
И так, левая сторона, прошлое. Море, в нем плавают Черепашка и Акула. Обезьянка пришла в гости к Морской звезде, им хорошо вместе (теплые чувства к бабушке).
Ментальный уровень, то о чем думает:
- Тигры окружили Льва, он ходил там, где нельзя.
- Волк и Ковбой разбираются с Крокодильчиком. Он тоже нарушил границы дозволеной территории.
Эмоциональный уровень:
- хищные дикие опасные существа (Паук, Динозавры) закрыты в клетке. На вопрос: "До каких пор они там будут находиться?" отвечает: "Пока не перестанут быть хищными". (То есть никогда?) Снаружи клетки насмешливый Олень дразнит хищников.
Опора: В основании, под ногами две большие птицы. На вопрос: "Для чего они тут?" отвечает: "Ни для чего, просто для красоты" (родители?)
Правая сторона, будущее.
Мысли: одинокая фигурка в углу в окружении минного поля, выхода нет.
Чувства: маленький безжизненный водоем, вокруг тоже мины.
В самом низу стражники охраняют опасное привидение, чтобы оно не вырвалось из своего угла.
Не много ли запретов в жизни одного мальчика? Его энергия не находит выхода. Везде мины, куда ни ткнись, выхода нет. Становится жаль современных активных здоровых мальчишек, которые томятся в тесноте городских квартир и школьных классов. Им бы простор, да ответственное посильное задание, результат которого виден. В наше время остается лишь спорт для проявления своих лучших мужских качеств. Об этом и поговорим с родителями.
А что вы увидели в нашей песочнице?
(Публикуется по согласованию с родителями клиента)