Зачем нужен правильный запрос от клиента?

Когда начинается работа с клиентом, мы знакомимся с причиной, по которой к нам пришли. Муж не понимает, жить не хочется, не знаю, чем заняться, чувствую себя плохой. Из этого мы выкапываем вместе с клиентом, посредством вопросов, уточнений и объяснений ту формулировку, которая позволяет обозначить зону работы. Причем трансформация запроса может быть многократной.

«Муж не понимает» превращается в «я нуждаюсь в заботе и внимании мужа», дальше «я завишу от мужа эмоционально», дальше «хочу найти занятие, приносящее мне положительные эмоции».

«Жить не хочется» превращается «жизнь бессмысленна и пуста», дальше в «в жизни нет места дружбе и любви», дальше «никто не любит толстых», дальше «я толстый и никому не нужен», дальше «Я считаю себя толстым и ненавижу себя таким», дальше «Я хочу решить проблему веса».

«Не знаю, чем заняться» в итоге превращается в «Мне страшно ошибиться и быть неудачником» и в «Как принять свою неидеальность».

За «Чувствую себя плохой» стоит «Я не уделяю ребенку внимания», потом «У меня нет сил играть с ребенком», потом «У меня нет никаких моральных и физических сил» и выясняется, что у клиента проблема с выстраиванием границ и созданием личного пространства. Тогда появляется запрос «Хочу иметь возможность уделить себе время».

Меняется взгляд на проблему, сама проблема начинает попадать в область влияния клиента.

А за невнятным запросом часто стоит нежелание человека принять реальное положение дел. И уточнение запроса само по себе терапия.

Получается, наша задача создавать возможность таких трансформационных переходов. Смещать внимание с того, что человеку неподвластно на то, что он в состоянии сделать сейчас или в ближайшем будущем. А в лучшем случае научить совершать такие переходы самостоятельно.

Что думаете, есть свои примеры?

Вероника Александровна



Что интересного на портале?