Юнг, Карл Густав

Юнг Карл Густав (1875–1961) – величайший ученый в сфере психологического знания, живший и работавший в Швейцарии. Можно без натяжки сказать, что в области психологических наук он сыграл роль, сопоставимую с ролью Эйнштейна в физике, или Д.И. Менделеева в химии. Научная концепция Юнга стала плодом его многолетней научной и практической деятельности. И её в достаточной мере можно назвать революционной, совершившей переворот в бытовавших во времена жизни и деятельности Юнга представлений. Все теоретические изыскания и практические опыты Юнга, в конечном счете, оформились и выкристаллизовались в особое направления психологической науки – Аналитическую Психологию.

Можно сказать и то, что Юнг вернул самому понятию психологии его первоначальный смысл. Ведь само слово «психология» означает «наука о душе». 
К концу XIX – началу XX века существовали два подхода к человеческой психике, которые можно назвать взаимоисключающими – религиозно-философский подход и подход, принятый в академической науке. Юнг Карл Густав был тем, кто построил своеобразный мост между религией и мистицизмом с одной стороны и академической наукой – с другой. Таким образом, концепция Юнга, безусловно, является академически признанным авторитетным источником. Но, с другой стороны, Юнг глубоко почитаем и представителями другого лагеря. Достаточно сказать, что книги Юнга являются настольными для большинства оккультистов Европы, Америки и стран бывшего СССР, и признанные оккультные авторы нередко в своих работах на Юнга ссылаются.


В этом состоит первая особенность учения Юнга. Можно с уверенностью назвать Юнга мистиком. Его, чуть ли не с раннего детства посещали переживания, которые принято называть мистическими, сны и видения будили в нем интерес. Недаром, темой его диссертация, которую он защитил в 1902 году, являлась психология и патология феноменов, которые принято называть оккультными. Однако, при исследовании и интерпретации явлений, которые принято называть «оккультными» и «мистическими», Юнг использовал серьёзный научный подход – весь этот опыт, как свой, так и своих пациентов, он глубоко изучал, сопоставлял, систематизировал и анализировал.

Другая особенность научных воззрений ученого состояла в том, что Юнг Карл Густав рассматривал то, что принято называть «личность» лишь как своего рода верхушку айсберга. Огромная часть психической жизни человека сокрыта в глубинах его психики - в тех, которые большинство людей в себе даже не осознают. Однако эта глубинная психическая жизнь, сокрытая в бессознательном, зачастую ведет и направляет сознательную деятельность человека, выступая в роли ее скрытого мотиватора. В этом Юнг, в общем-то не новатор, и Зигмунд Фрейд, также исходил из подобных идей. Однако, Юнг, начинавший свою научную деятельность в качестве ученика и последователя Фрейда, пошел значительно дальше последнего. Фрейдизм был для Юнга своего рода ступенькой, на которую он оперся, от которой он оттолкнулся и пошел дальше, оставив ее позади. Собственно, это и стало причиной последующего разрыва двух ученых, а книга Юнга «Метаморфозы и символы либидо», вышедшая в 1912 году, и вовсе послужила яблоком раздора между ними. В этой книге Юнг предлагает более широкий взгляд на понятие Либидо, нежели тот, который исповедовал Зигмунд Фрейд, рассматривавший либидо, просто как сексуальное желание. Концепция Юнга предлагает рассматривать либидо как психическую энергию вообще. Также, в этой книге выдвигается идея архетипов и коллективного бессознательного.

Наконец, третья особенность учения, которое предложил мировой науке Юнг Карл Густав, состояла в том, что его можно рассматривать многогранно и на разных уровнях. Это – и фундаментальная мировоззренческая концепция, имеющая характер философской школы – даже не просто философской, но религиозно-философкой. С другой стороны, это и сугубо прикладная психотерапевтическая система, имеющая своей задачей регенерацию разрушенных связей между уровнями человеческой психики. Наконец, учение Юнга (материалистам лучше этих строк не читать) – это особый путь к Освобождению, духовная практика, своего рода аналог некоторых направлений индийской Йоги. Йога интересовала Юнга, однако он полагал, что для западного человека этот путь духовной реализации неприемлем в силу особенностей последнего. И, разрабатывая и развивая свой научный подход, Юнг, как раз и стремился создать путь к духовной реализации для Запада.

Впервые эта статья была опубликована тут - http://psyhology-online.ru/psikhologiya/207-yung-karl-gustav


Что интересного на портале?