Последние десять лет в рамках совместной деятельности калининградского и немецкого союзов "Антропос — ради детей этого мира" ("антропос" с греческого означает "человек") сложилась постоянно работающая тренинговая группа под руководством Ханса-Вольффа Графа. Мой партнёр Юрий Дешкович и я — профессиональные психологи. Остальные участники используют получаемые знания в разных профессиях, конечно, тоже связанных со взаимодействием с другими людьми. Осознание и принятие себя, понимание взаимосвязей помогают и в общении с близкими, в воспитании детей.
Так сложилось, что у моих друзей и партнёров — в основном сыновья, ребята подросткового возраста. Они и натолкнули нас своим любопытством ("А что это за тренинги?", "Чем вы занимаетесь?", "Что за модели мышления?") на мысль больше говорить с ними о них, о себе, о Жизни на общем круге "взрослые-дети": не только каждый со своим ребёнком дома, а вместе, на равных, как друзья, что для них — чем старше они становятся, тем больше — необходимо и важно ощущать от нас взрослых. Не мамы-папы, кормильцы-поильцы-контролёры, а именно друзья. Мальчишки сами нам и темы совместных разговоров подсказывают. Например, на одной из последних встреч, которые в последние шесть месяцев стали регулярными (сами ребята любят называть наши встречи-беседы семинарами, для них это более "взросло" звучит), говорили о лени и о компьютерной зависимости. Интересно, что они очень быстро — быстрее взрослых, не читая никаких книг по психологии, — чётко назвали несколько типичных причин лени:
- Страхи не справиться, страх перед слишком трудным на первый взгляд и комплексным заданием;
- Неумение планировать, распределять своё время, нехватка дисциплины;
- Отсутствие интереса, мотива — своего, не маминого-папиного, а именно своего;
- Отсутствие результатов, успехов пусть и в интересном деле — когда что-то не получается быстро, как часто хочется детям, и руки опускаются;
- Нежелание выполнять рутинную, однообразную работу, особенно когда "надо" и "должен";
- Просто усталость, когда надо немного отдохнуть.
И феномен компьютерной зависимости они сами тоже разгадали очень быстро:
- Виртуальные победы более легко достижимы;
- В жизни мало других — более естественных — интересов, занятий;
- В сетях чувствуешь себя "увереннее" в общении.
На примерах ребята рассматривали причины своей лени, вместе придумывали решения и пообещали рассказать на следующей встрече о том, кто каких успехов достиг, что выработал, натренировал.
Для детей, как и для взрослых, очень важно сообщество. Мы, люди, — "стадные существа", нам важно ощущение связанности, доверительности, естественной конкуренции, возможности посоревноваться. Мы все хотим, чтобы нас воспринимали всерьёз, с уважением и интересом относились к нашим мыслям и чувствам. И поэтому мы стараемся, чтобы ребята видели, чувствовали именно такое отношение к себе: для них это и подарок, и возможность ощущать себя важными, значимыми, но одновременно это и обязывает — ведь такому отношению нужно соответствовать. Такое общение с детьми на равных — вызов и внутренний рост и для нас, родителей. Отойти от привычных ролей заботливых мамочек-папочек, распростёрших крылья над своими чадами, волнующихся и контролирующих — непросто для многих из нас: постоянно помнить, что мы — самые главные образцы для наших детей, стремиться соответствовать этому — тоже требует усилий и терпения, последовательности и дисциплины, собственного развития и зрелости. Но это так важно для наших подрастающих "птах".
Интересно наблюдать, как мальчишки растут, начинают задумываться о будущем, мечтают, привыкают планировать, стараются помочь друг другу советами, когда кто-то делится своими проблемами, мотивируют друг друга, учатся слушать и всё более чётко и свободно высказывать свои мысли. Интересно видеть удивлённые глаза мам и пап: на семинарах ребята проявляют себя не так, как дома, в привычном семейном кругу. Родители заново "открывают" для себя своих детей. Дети лучше узнают своих родителей и других старших друзей, к тому же у многих взрослых есть чему поучиться, особенно если это исходит из собственного интереса детей и не сопровождается критикой, оцениванием и нотациями-поучениями, которые от бессилия порой "случаются" с любым родителем. В кругу мы вместе размышляем, обсуждаем проблемы, строим планы, учимся коммуникации. Темы семинаров — очень разные. Мы говорим о мечтах, будущем, выборе профессии — какими они хотят себя видеть во взрослой жизни и что для этого будут делать, — об отношениях с родителями, учителями, сверстниками, о влюблённости, о страхах, мужестве и мужественности, последовательности и дисциплине, о счастье… Ключевое слово здесь — вместе. Мы — взрослые, родители — очень нужны нашим детям. Им нужно наше сопровождение, наш интерес и внимание к ним. Без нашего участия им очень легко запутаться в современном мире, полном небывалых "скоростей", технологий и информации, подчас направленной вовсе не на то, чтобы сделать их счастливыми и сильными, — это мы с Вами прекрасно знаем…
Вместе с нами ребята делают свои более уверенные шаги в самостоятельную жизнь. Конечно, будут ещё и "соскальзывания" на привычную комфортную колею, "колею соблазнов", как они её сами назвали, ведь дисциплина — изнутри, для себя самих, а не потому что "надо" — не даётся нам как подарок при рождении. Но нас очень радует, что они стараются что-то изменить в своей юной жизни уже более осознанно, становятся более открытыми, учатся друг у друга и у взрослых, ищут свой "прямой путь"… А мы, взрослые, — рядом, если им вдруг понадобится помощь или поддержка.