Вырваться из плена иллюзий

Метафорой иллюзии может служить кривое зеркало. В комнате смеха кривые зеркала используют для развлечения. В обычной комнате искривленное отражение может испугать, а не насмешить. Вот такая она, иллюзия, способная привести к казусным и печальным последствиям. Иллюзия — это искажение. Если судить о реальности по искаженным отражениям, то выводы будут далеки от истинного положения вещей.

Многие люди прекрасно знают об опасности иллюзии, и всё же находятся в её власти. Иллюзии фокусника, выпускающего на представлении голубей из рукава и кроликов из шляпы, вполне безобидны в сравнении с заблуждениями некоторых зрителей. Иллюзионист отыграет представление и уберет реквизит в ящик. Многие люди годами искажают свою реальность. Сколько сердец разбито из-за того, что обычное дружелюбие и вежливость принимаются за знаки особенного внимания. Сколько сил и времени было потрачено напрасно на достижение ложных целей. Многим слишком дорого обошлась истина, что не всё в этом мире складывается так, как им хочется.

Иллюзия уничтожает самый ценный ресурс человека — время. Человек отдал всю жизнь работе. Но вот его отправляют на пенсию. Его уход никак не отразился на деятельности компании. На место пенсионера приходит трудиться другой человек. Коллектив быстро привык к новому сотруднику. О пенсионере не вспоминают. Человек работал в выходные, оставался на работе после окончания рабочего дня, считал себя незаменимым. Прозрение пришло довольно поздно. Человек понял, что время, которое он проводил за работой, мог бы посвятить своим детям. Если бы он провёл сверхурочные часы, гуляя в парке, приобрёл бы гораздо больше. Маркетологи часто утверждают, что предлагают не товар, а комфорт и безопасность, уют и радость. Похоже, что это случай торговлей иллюзиями. Одним из элементов финансовой пирамиды является иллюзия. Иначе, зачем бы людям доверять свои деньги бизнесменам с сомнительной репутацией, а голоса — политикам-популистам?

Как получилось, что иллюзия овладевает нашим разумом? Должны же быть у сознания защитные механизмы. Как иллюзии удается обходить их? А у неё есть проводники. Наши родители открывают ей ворота. Ребенок отправляется играть в песочницу и вдруг обнаруживает, что другие дети не собираются делиться с ним игрушками по первому его требованию, не принимают в игру. Он жалуется матери или отцу. Они убеждают его, что он самый лучший ребенок на свете. Они не хотят, чтобы их дитя огорчалось, и защищают его, как умеют. Рефреном звучит, что он самый замечательный. Дома любое движение или намерение ребенка вызывает восхищение у взрослых. В детском саду ребенок выясняет, что, он рисует не лучше всех. Он узнаёт, что не единственный может прочесть стихотворение, что лучшая роль в детском спектакле отдана не ему. В школе ему не даётся математика, а сосед по парте решает задачи, не прилагая к этому особых усилий. Родители стремятся поддержать ребенка. Они продолжают внушать ему, что он самый лучший на свете. В этот период создаётся самооценка ребенка. Родители наверняка хотят, чтобы она была адекватной. И вовсе не намереваются создавать для ребенка иллюзии. Каждой матерью, когда она говорит своему ребенку, что он самый лучший, руководит любовь. Но чрезмерная опека, отразившись в кривом зеркале иллюзии, вместо уверенности в своих силах приводит к беспомощности.

В начальный период у детей превалирует мнение, что их родители самые умные, добрые, сильные люди. Они могут всё: защитить, помочь, решить, накормить, успокоить, ободрить. У ребенка создается иллюзия в могуществе родителей. Это вполне естественно для маленьких людей, которым не хватает жизненного опыта. У ребенка мало навыков. Не удивительно, что вдеть нитку в иголку кажется ему серьёзным достижением. Для ребенка нет особой разницы между работой с дрелью и запуском космического корабля. И отец, производящий ремонт в доме, и люди, создающие ракету, одинаково кажутся малышу волшебниками. Взрослые умеют устраивать фейерверк и готовить обед. Они зарабатывают деньги и покупают игрушки, одежду. Родители не спешат разубеждать детей в этом. И дело совсем не в том, что им нравится быть всемогущими существами. Они хотят, чтобы ребенок не испытывал тревоги или чувства страха. Каждый родитель стремится дать своему ребенку безопасность. Родители надеются, что ребенок постепенно расстанется с иллюзиями. В большинстве случаев так и происходит. Учителя тоже кажутся детям особыми людьми. Они так много знают. На их авторитет работает школа. В их подчинении находится целый класс.

Иллюзии имеют свойство разбиваться. Однажды ребенок понимает, что его родители далеко не такие всемогущие, какими он себе их представлял. Обнаруживается область, в которой родители не могут помочь. Учитель не смог ответить на вопрос, поступил несправедливо по отношению к ученику. Для ребенка становится открытием, что взрослые тоже совершают ошибки.
Иногда иллюзии закрепляются в представлении ребенка о взрослых. В этом случае велика вероятность, что человек, повзрослев, всегда будет слепо верить в авторитет людей, стоящих выше него на карьерной лестнице. Он будет считать, что начальство вправе решать его судьбу. Ещё одно следствие закрепленных иллюзий — некритичность к поступкам и распоряжениям других людей.

Всемогущество взрослых — не единственное испытание иллюзиями. У многих подростков впереди иллюзии, связанные с любовью, дружбой, карьерой. Любовь не всегда бывает взаимной. Случается, мы считаем, что можем рассчитывать на помощь человека, а его не оказывается рядом с нами в трудную минуту. Многие убеждены, что будут успешными и знаменитыми людьми, не думая, что успех складывается не из одной уверенности и желания, а из многих составляющих: способностей, стартовых условий, трудолюбия и др. У многих есть способности к математике, рисованию, музыке. Но внушать себе мысль о том, что карьера сложится сама по себе, неразумно и опасно. Так порождают иллюзии.

Результаты многих психологических экспериментов демонстрируют зависимость испытуемых от мнения других людей. Суть тестов сводится к тому, что испытуемому сперва предлагают самостоятельно оценить какие-либо параметры. Затем, когда у него уже сложилось своё мнение о вопросе, несколько человек утверждают обратное убеждению респондента. В большинстве случаев испытуемый начинает сомневаться в своих вариантах ответов. Часто он изменяет своё мнение и соглашается с большинством. Стереотип, что большинство не может ошибаться, приводит к тому, что человек под воздействием этой иллюзии забывает о частном случае. Чтобы избавиться от этого наваждения, нужно реально оценить свои способности, возможности, определиться с целями. Другая серия экспериментов предлагает испытуемым описать один и тот же предмет или явление независимо друг от друга. Сопоставив результаты, легко заметить, что каждый видит этот мир по-своему. Наша реальность не обязательно такая же, как у наших знакомых, близких.

Иллюзии — бегство от реальности. Избавившись от одних иллюзий, мы часто создаём новые. Некоторые из нас слишком болезненно воспринимают реальность. Одно из условий достижения цели — верная оценка ситуации, возможностей. Иллюзии — путь к фрустрациям. Неверная оценка ситуации, возможностей ведёт к ошибке. Ровесники, трезво относящиеся к реальности, создают семьи, занимаются делом. А мечтатель, создавший себе вымышленный мир, находится в счастливом бездействии, убежденный, что вот-вот подвезут счастье. Отказаться от иллюзий ему страшно. Они становятся щитом, за которым ему удобно прятаться. Принимая желаемое за действительность, мы привыкаем к мысли, что у нас уже есть то, чего мы хотим. Находиться в этом состоянии очень комфортно. Разрушение иллюзий можно сравнить с психологическим торнадо. Однажды человек обнаруживает, что выдуманного им мира не существует. Состояние осложняется осознанием, что впустую потрачено время. Трудно признаваться себе, что ты не самый красивый, умный. Человек, лишившийся иллюзий, иногда впадает в крайность. Утрату иллюзий он переживает, как потерю чего-то реального. Но душевную боль при этом человек испытывает самую настоящую. Иллюзии защищали, служили поддержкой. Человек, как лиана, лишившись поддержки, оказывается на земле.

Человеку, подверженному иллюзиям, сложно воспринимать реальность такой, какая она есть. У него не сложились критичные взгляды. Он боится разочарований, но умеет строить иллюзии. Велика вероятность, что он начнёт продуцировать новые иллюзии на смену прежним. Но есть другие варианты: решать существующие проблемы, трезво оценивать ситуацию, рассчитывать на свои силы, оперировать только существующими возможностями. В денежном отношении это называется «жить по средствам».

Ожидание счастья крадет у человека время. Он не предпринимает никаких усилий для реализации планов. У него вообще нет никакой стратегии действий. Он рассказывает себе, как хорошо у него все сложится в ближайшем будущем. Нужно только не отвлекаться на хлопоты и ждать. Как избавиться от иллюзий? Разобраться с причинами, не позволяющими принять себя таким, какой есть. Мы все хотим нравиться окружающим. Это вполне естественное желание. Но при этом нужно помнить, что человек не может и не должен нравиться абсолютно всем. Иллюзия служит укрытием от несправедливости. Но в этом мире не стоит ожидать справедливости. Иллюзия обещает отмщение обидчику. Месть — всегда бессмысленное деяние. Это напрасная трата ресурсов. Иллюзия обещает исполнение желаний. Но не каждому удастся заработать миллион. Определитесь со своими способностями, поставьте реальные цели. Отведите на осуществление планов определенное время. Если по истечении сроков вы не видите результатов, то следует изменить планы. Хобби — одно из прибежищ мечтателей. Если не удалось стать великим артистом, можно играть в любительском театре. Это и есть реальность. Вкус настоящего яблока можно почувствовать. Вымышленные фрукты остаются в воображении мечтателя, а реалисты в это время возделывают свой сад.