Приученный к рукамребенок- пребывающий ребенок на руках матери. Это естественно и адекватно, особенно для детей первого года жизни. Без фанатизма и тревоги со стороны матери. С пониманием, что через некоторое время ребёнку предстоит осваивать пространство за пределами материнских рук. С готовностью отпустить своего малыша в это исследование мира. Прийти на помощь в любую минуту, чтобы подхватить своего исследователя снова на руки, создавая ему безопасную гавань, где его страхи, тревоги, испуг «уляжутся», утихомирятся. И он снова ощутит спокойствие и уверенность в себе, чтобы вернуться в свою песочницу и продолжать с интересом и увлечением делать куличики или выстраивать башню из кубиков или рассматривать желтый одуванчик.
Каковы последствия в развитии таких детей?
- У этих детей формируется чувство эмоциональной защищенности и внутреннего покоя ( помните Панду из мультика «Кунг-фу Панда-2», который учился этому самому состоянию? )
- Формируются собственные ресурсы к преодолению стрессовых ситуаций. У них хорошая стрессоустойчивость.
- Эти дети способны преодолевать собственный страх и беспомощность.
- Устойчивая познавательная мотивация: «хочу все знать», «мне интересно». Как следствие – успешное обучение в школе.
- Интеллектуальные способности и речь достаточно развиты ( или высоки).
- Обладают способностью устанавливать дружеские отношения, с ними легко взаимодействовать.
- В конфликтных ситуациях редко проявляют агрессивность.
- Общение с родителями выстраивается на понимании и подлинной эмоциональной близости.
- Обладают способностью сопереживать, проявляют чуткость к Другому, заинтересованность.
Каковы последствия в развитии детей, у которых наблюдался дефицит «приученности к рукам» с рождения?
- Сниженная стрессоустойчивость, менее выносливы к психическим нагрузкам.
- У таких детей возникают эмоциональные «последствия» на развод родителей, на переезд, на расставание, на потерю.
- Характерна замкнутость, пребывание в одиночестве. Проблемы с самостоятельностью.
- Испытывают трудность, чтобы попросить кого-то о помощи. Испытывают затруднения в самореализации.
- Желание общаться с ровесниками слабое. С родителями отношения конфликтны или выстроены на непонимании друг друга. Эмоциональные связи с родителями ослаблены.
- Учебная мотивация и интеллектуальные способности снижены. Как следствие – проблемы в школе.
- Могут испытывать повышенную тревогу, страхи. Характерна психосоматика, зависимости.
Я полагаю, что определенное понимание о значимости и ценности пребывания ребенка на руках у родителей, особенно у матери, обозначено этой серией статей. Безусловно, это тема о привязанности, её формировании и нарушениях, раскрывающаяся английским психиатром и психоаналитиком Джоном Боулби и немецким психоаналитиком и психотерапевтом Карлом Бришем.
Приглашаю к размышлениям на эту тему, здесь – в комментариях.