Врач и пациент. Чего ждут пациенты от врачей?

Чего ждут пациенты от врачей? Конечно, первый ответ однозначный, - помощи. Но, не все пациенты ждут одного и того же. Во-первых, ожидания зависят от ситуации, в которой находится человек. Если Вы зададите этот вопрос человеку, который нуждается в срочной медицинской помощи, он скорее всего ответит, что ждет верно поставленного диагноза и адекватного лечения. Большая часть людей, находящихся на лечении в стационаре жалуется на нехватку человеческого общения, они ждут этого от врачей. Для бывшего пациента все определяется субъективной оценкой оказанной ему помощи. Если лечение принесло ему облегчение, привело к улучшению состояния, это выходит на первый план и в дальнейшем человек ждет этого же. При этом со временем, как правило, негативные переживания сглаживаются. Выздоравливая, человек как бы «вычеркивает из памяти» отрицательные воспоминания о болезни. Если же, результаты лечения субъективно оцениваются человеком как неудовлетворительные, то зачастую, недовольство распространяется и на сферу межличностных отношений с медперсоналом. Эта сфера более понятна.

Каждое заболевание имеет свои особенности, которые влияют на различные сферы жизни человека. Если есть вероятность летального исхода, инвалидизации, необходимость оперативного вмешательства, если пациент испытывает болезненные ощущения. Пациент чувствует сильную тревогу и страх, напряжение. Все эти факторы определяют психологическое отношение к болезни. Кроме того, в обществе традиционно по-разному воспринимаются болезни . Можно заметить, что в отделениях больниц различного профиля обстановка очень отличается. Ярким примером могут служить отделения онкологического профиля, в которых, по отзывам посетителей «гнетущая атмосфера». Или другие отделения, называют «тяжелыми». Даже попадание туда, вне зависимости от собственного диагноза, может вызывать у человека тревогу, страх, недоверие. В такой ситуации пациент, конечно, нуждается в сострадании и поддержке, которых он ждет от медиков.

Огромная часть людей испытывает дискомфорт, попадая в лечебное учреждение, связанный с тем, что они чувствуют себя заложниками системы, в которой от них ничего не зависит. Это усиливает тревогу и страх, которые уже возникли вместе с мыслями о болезни, и порождает нежелание обращаться за помощью. Некоторые люди годами не ходят к врачу, и гордятся этим. Последствия такого ухода от проблем могут быть неблагоприятными. Иногда проходит драгоценное время, когда можно было бы помочь. А когда в итоге человек попадает в больницу, все надежды и ожидания он возлагает на врачей, пытаясь им делегировать всю ответственность за свое благополучие. Поэтому так часто люди выполняют рекомендации не в полном объеме, в лучшем случае, принимая таблетки, но не выполняя, например, необходимые физические упражнения или не соблюдая диету и т.д. Не получив желаемого  облегчения, пациент ищет другого врача, не доверяет назначенному лечению.  Важно, чтобы люди чувствовали ответственность за состояние своего здоровья. Ведь лечение и реабилитация не заканчиваются в тот момент, когда пациент покидает стены кабинета врача или территорию больницы. Пациенту важно понимать, какой вклад он сам должен внести в восстановление своего здоровья, а не механически выполнить предписания врача.

 

Кроме того, на восприятие качества медицинских услуг влияет внешняя привлекательность обстановки лечебного учреждения. Психологические исследования показывают, что чем более привлекательна среда лечебного учреждения, тем выше оценка качества оказания помощи и взаимодействие с медицинским персоналом характеризуется положительно, выше уровень доверия медикам.

Конечно, слово врача иногда лечит лучше, чем лекарство. Кого-то успокоят слова сочувствия, а кого-то врач «взбодрит», рассказав о последствиях игнорирования предписаний.  При этом любой из нас хочет, чтобы  врач оставался беспристрастным и объективным, чтобы эмоции не мешали выполнять свою работу.

В последние годы в здравоохранении расширяется система психологической помощи. Было бы хорошо, если бы в каждом лечебном учреждении была психологическая служба, в которую пациенты могли бы обращаться не только пациенты, но и медицинские работники. Хочется, чтобы и для врачей и медсестер были созданы условия,  позволяющие им справляться со всей непростой гаммой чувств тревоги, страха, раздражения, горя, с которыми они сталкиваются в ежедневной работе.

Ковтун Юлия

Что интересного на портале?