Каждый ребенок одарен воображением и способностью «улетать» в фантазийные миры. Это умение видеть во внутреннем плане то, что он не может рассмотреть, потрогать, исследовать в действительности - важнейшее для развития. Непосредственный опыт ребенка не очень велик, а силой воображения он может расширить границы познания до космических далей. Это помогает ему чувствовать себя уверенней в большом мире, потому что у него есть представления о тех сторонах жизни, с которыми он пока не знаком. Воображение будто немного приподнимает его над реальностью, позволяет заглянуть чуть дальше того, что ему уже известно о мире и сделать шаг в новом направлении.
Детское воображение максимально свободное, оно ежеминутно обогащается интересными придумками, оригинальными идеями и забавными объяснениями всего на свете. Не зря многие творческие люди стремятся сохранить «взгляд ребенка» - свежий, широкий взгляд на мир. Эту способность нужно культивировать и беречь, благодаря ей ваш ребенок сможет решать одну задачу пятью разными способами, находить нетривиальные решения в незнакомых ситуациях, научится воспринимать действительность ярко и многослойно, видеть больше возможностей.
Способность создавать фантазийные образы присуща ребенку с первых дней жизни. Когда мамы нет рядом, в своей фантазии он «видит» черты, присущие только ей: голос, запах, прикосновения. Своим призывным плачем малыш пытается «материализовать» знакомый образ и мама всегда приходит. Эта способность удерживать маму, фантазию о маме внутри, позволяет маленькому выдерживать моменты разлуки. Мы пользуемся затем этой способностью всю жизнь. Разлучаясь с близкими или друзьями на какое-то время, мы храним внутри их образы, эмоционально окрашенные и наполненные, оберегая таким образом связь с ними. Любая мама знает, как важно уходя из дома сказать ребенку куда она идет и когда вернется, чтобы он мог представить где и как долго она будет и не беспокоиться. То есть с помощью воображения дети не только познают мир, но и перерабатывают эмоциональный опыт. Это очень важное свойство фантазий, они помогают ребенку справляться с переживаниями, находить для них подходящие образы и слова. «Ты только представь!» Как часто мы говорим эту фразу ребенку, если он взволнован из-за похода в новое место или не уверен, что у него получится сделать то, что он задумал. «Ты только представь как там будет весело и интересно! Тебе наверняка понравится» - мы перечисляем все приятное что его ждет, говорим о друзьях, которых он встретит. Так мы создаем для него хороший образ, который поможет ему побороть смущение и неловкость. «Ты только представь», - успокаиваем мы ребенка перед походом к зубному. Мы говорим о том, что врач специальный, детский и совсем не страшный, а очень добрый. Рассказываем о том, что больно не будет или придется чуточку потерпеть, обещаем приятный сюрприз для героя. Такие позитивные образы успокаивают и подбадривают ребенка, помогают ему отвлечься от картинок, созданных его беспокойством и неуверенностью. Зачастую, созданный вами яркий образ, помогает ребенку переоценить ситуацию лучше, чем разумные рациональные объяснения.
Мечтая, фантазируя ребенок может пережить то, что зачастую недоступно ему в реальности. Он может вообразить себя кем-то более сильным, обладающим особыми способностями, более взрослым или наоборот совсем маленьким. Его чувства будут такими же яркими, как если бы это произошло с ним на самом деле. Если вы знаете о чем мечтает, кем себя представляет ваш ребенок, вы сможете лучше его понять. Ведь его фантазии часто отражают невысказанные желания или нужду в чем либо. Ваш сын мечтает обладать способностями одного из супергероев? Возможно он хочет быть более заметным, выделиться в детском сообществе или выглядеть грозно для своих обидчиков. Ваша дочурка грезит о том, чтобы стать волшебницей? Поинтересуйтесь, что бы она хотела изменить в себе или своей жизни. В пространстве фантазий ребенок осмеливается на многие вещи, которые он не решается осуществить в действительности. Какие-то из них могут стать реальностью, если вы поддержите его идеи, покажете, что некоторые вещи ему вполне подвластны и не требуют сверхспособностей.
Советы родителям:
– Активность воображения естественна для ребенка, но целенаправленным и продуктивным этот процесс может стать только с помощью взрослого. Если ребенок что-то придумал, но не знает как это воплотить, он скорее всего займется чем-то знакомым, проверенным, тем, что уже делал не раз. Вместе подберите материалы для его поделки, картины, изобретения. Помогите ему с техническими моментами. Иногда процесс фантазирования ценен сам по себе, но также у ребенка должен появиться опыт воплощения задуманного. Вместе с вами он пройдет все этапы от планирования до горделивого представления готового произведения.
– Если ребенок задает вам вопрос, спросите его, что он сам об этом думает, дайте ему возможность свободно пофантазировать, развить собственные идеи. Если его объяснение покажется вам нестандартным, остроумным обязательно скажите ему об этом. Это важное свойство воображения — находить нетривиальные решения для познавательных задач. Но не забудьте дать реалистичное объяснение. Скажите ребенку: «Твоя идея очень необычная, ты здорово придумал, на самом же деле все устроено вот так».
– Мечты и фантазии не только доставляют удовольствие, но и помогают избегать неприятных переживаний. Если ребенок предпочитает совершать «подвиги» и воплощать задуманное только в воображении, обратите на это внимание. Похоже вашему мечтателю нужна поддержка, чтобы он решился рассказать о своих идеях. Подбодрите его и предложите свою помощь. Иногда ребенок просто не знает с чего начать.