Внутренний зверь актуальной проблемы

Этой статьёй я продолжаю рассказ о шагах фокусирования по Джендлину.

Когда после второго шага определённо чувствуешь в своём теле «нечто», связанное с твоей актуальной проблемой, хочется сразу понять, что же это такое.
Третий шаг фокусирования называется трактовка.
Это попытка лучше понять, как бы подробнее рассмотреть (прочувствовать телесно) «нечто».

Джендлин предлагает обратиться к свойствам, качествам этого «нечто» (какое оно? как ощущается в теле? какими словами, образами или, например, движениями можно его выразить?).
К кому-то легче придут некие словесные понятия, фразы, предложения, которыми можно выразить.
А к кому-то – визуальные образы, рисунок, картина.
Или, быть может, выражение в движении тела (мимика лица, движение руки, пантомима, танец).

Лично мне изучение телесного «нечто» моей, к примеру, актуальной проблемы кажется очень интересным!
Какое оно, это «нечто», само по себе? Что за «зверь» такой? :)

Как только обращаешься к своему интересу в этом, тут же начинают вмешиваться мысли: «Какой ещё интерес?! У тебя проблема! Это не игра какая-то, это серьёзно! Тебе делом надо заниматься, решать проблему! А ты?!!».
Кстати, Джендлин предупреждает о возможности появления подобных мыслей.
Они даже обязательны, я думаю.
Пусть будут. Пусть постоят рядом. Если приходят, значит им так надо, для них важно.
А я пока займусь свойствами моего «нечто».

Или это уже, кажется, не «нечто»?..
Уже появляется (появилось) какое-то более определённое представление (слово, образ, движение)?..

Джендлин пишет о том, что верное «попадание» в название (описание) осязаемого чувства проблемы сопровождается ясно ощущаемым телесным облегчением («вот оно! да, это так…»), выдохом, ощущением сдвига.
Это уже начало изменений в проблеме, начало её решения.
Потому что изменение уже произошло в самом человеке, в его теле.

Когда я думаю о третьем шаге фокусирования, я вспоминаю сказку братьев Гримм «Гензель и Гретель».
Если помните, отец отводит их в лесную чащу, чтобы оставить их там и чтобы они не нашли дорогу обратно.
Но Гензель по пути бросает камешки, по которым они с сестрой всё-таки находят дорогу домой.

Третий шаг для меня – один из камешков в ретроспективном пути к основе (первопричине) проблемы.
Путь очень непрост, запутан, забыт.
Сама первопричина, как правило, надёжно скрыта от сознания.
Но «путеводные камешки» фокусирования могут помочь её найти.

О четвёртом из этих «камешков» я расскажу в следующей статье.


Что интересного на портале?