Чтобы лучше понимать наших подрастающих детей и принимать сложный кризис подросткового периода, есть интересный приём
Какой спросите вы? Всё очень просто.
Просто стоит вспомнить себя в подростковом возрасте.
Какие выборы и возможности были у нас?
Как мы относились к себе и к своим родителям?
Какие испытывали радости и сложности , победы и поражения ?
Вспомните свои истории тех лет.
А самое главное попробуйте рассказать их самим себе вот таким оригинальным образом .Запишите на видио камеру, а затем послушайте сами и вместе со своими, «ершистыми» подростками.
Это кажется сложным ? Соглашусь это не просто.
Но, поверьте ,оно того стоит во всех отношениях. В наших историях скрыт огромный потенциал
А самое главное если мы найдём в себе силы , послушать свои истории вместе с подростками, то:
Мы сможем лучше понять своих подрастающих детей;
Мы найдём интересные общие темы для общения;
Мы станем понятнее, роднее и ближе друг другу;
Мы отыщем внутренние ресурсы и возможности;
Мы станем примером для наших «ершистых» подростков.
Согласитесь это очень увлекательно и полезно и интересно?
Поясню также и с точки зрения психологии:
- Ранняя юность самый важный период в котором происходит становление жизненных ценностей.
- Возраст от 14 до18 лет период принятия ответственных решений
- Начало выбора будущей профессии.
- Выбор стиля жизни, и своего места в ней.
Именно в эти годы наши подростки стремятся к самоутверждению, независимости и оригинальности.У них появляются силы строить свои жизненные планы ,появляется способность творить.
Когда мы вспоминаем свои истории, мы вспоминаем , что у наших подросших детей в этом возрасте есть желание самим находить способы реализации себя .
Подростки стремятся именно к этому. Очень радует, когда они видят в нас своих друзей и помощников.
Тогда мы сможем искренне помочь им в самореализации , что очень важно именно в этот период их жизни. Тогда кризис вдруг становится интересной задачей со многими неизвестными ,которую мы решаем сообща.
Вот почему важно рассказывать им свои истории тех далёких лет. Вы станете ближе и роднее друг другу. Так было в моей семье. Благодаря такому приёму мы научились лучше слушать и слышать друг друга
Чтобы вам помочь сделать первый шаг я расскажу вам свою историю тех лет.Её можно посмотреть и на видио: https://www.youtube.com/watch?v=TK5P3Ro6NtE
Это история о выборах и о движении вперёд ... «О волшебной силе искусства и злобном карлике- гноме» и о том каким я была подростком
Это было давно и недавно в восьмидесятых годах Двадцатого века .Я была почти восьмиклассницей и считала себя взрослой.
Началась моя история в конце августа. Ко мне в гости приехала подруга по летнему лагерю выпускница художественной школы, бойкая и боевая девочка.
«У тебя дар художника ,ты классно рисуешь » - сообщила она мне. Рисовать я всегда любила и с увлечением занималась в школьном Изо. кружке. А летом помогала вожатым в изобразительных делах.
«Идём ты обязательно поступишь»» уверяла меня моя подруга .
« У меня нет красок»- пыталась отказаться я.
« Я дам тебе свои краски и кисточки тоже дам» - на это возразить было не чего и мы пошли на экзамен в местную художественную школу.
Мне было боязно и любопытно одновременно .
«Я буду с тобой не дрейф»- поддержала меня подруга. На нас смотрели с удивлением . В худ. школу принимают с первого по третий класс. Я была уже почти в восьмом. Каким образом бойкая Таня Осадчая брала в осаду приёмную комиссию я не помню.
Зато хорошо помню аудиторию, где был экзамен. Захожу и вижу первоклассников и третьеклассников . Дети делали пассы карандашами и поднимая и опуская их на вытянутой руке , а затем рисовали ими по бумаге. И так постоянно. Это потом я узнала, так они пропорции проверяли. Я увидела «что-то» , оно стояло посредине комнаты и представляло собой синюю ткань ,ниспадающую красивыми складками и ярко жёлтый солнечный кувшин. Подругу оставили за дверью. Я видела только её любопытный нос.
Мне выдали большой и непонятный мольберт. Я села за него впервые в жизни. Прикрепила лист, и начала свой первый шедевр.
Между мольбертами важно прохаживался преподаватель. Он был похож на гнома из сказки , маленький и кругленький, только яркого колпачка не хватало. Сказки я всегда любила, особенно про гномов, и сама сочиняла их с мамой. Поэтому , когда добрый гном поравнялся с моим мольбертом я доверчиво спросила: «Посмотрите у меня получается ?»
Я видела в нём помощника. Гном молча стоял за моей спиной.
Я закрасила красиво и ровно синий фон и оглянулась вокруг. Дети увлечённо измеряли , я тоже сделала вид , что измерила …. примерилась …и на листе появился малюсенький жёлтый кувшин. «Кувшинчик сделай побольше и по желтее» - подсказала из –за двери подруга. Я оглянулась на гнома и сделала кувшинчик побольше и по желтее.
Гном хмыкнул: «Да, драпировочку подправь» - на всю аудиторию шёпотом вещала подруга .
«Драпировка это что?» - спросила, оглядываясь по сторонам в поисках драпировки. Ничего не нашла и вновь посмотрела на гнома за подсказкой .Гном засопел.
«И рефлекс, рефлекс добавь» - вновь раздался громкий шёпот из –за спасательной двери. Подруга была почти художником и знала много умных и непонятных мне слов.
«Где его искать то, я и драпировку пока не нашла? – растерянно спросила я .
Гном покрылся неровными и странными пятнами.Он сдавленно прохрипел, поднял толстый указательный палец и ткнул им в синюю тряпку :« Вот»! . Затем ткнул им в мою работу: « Здесь»!. Я ничего не понимала. Таня продолжала мне что-то подсказывать на её художественном языке.
Гном кинулся к двери громко и нервно захлопнул её. «Краску синюю добавь в жёлтый кувшин».- успела услышать я простые слова. Ура, я поняла.Я добавила красивую жирную синюю кляксу в жёлтый кувшин. Мне понравилось… по листу плавно растекалась ярко синяя клякса на жёлтом фоне. Было красиво.....!!!!
Гном стал открывать и закрывать рот и вдруг бросился прочь от моего мольберта. Подруга подглядывая в щёлочку, сдавленно охнула. Через час наши работы собрали и унесли оценивать на предмет поступления .
«Провал полный провал полный» - горестно сокрушалась моя подруга.
«Не переживай , зато интересно было» - философски заметила я.
Но о чудо , я поступила по возрасту сразу в третий и выпускной класс художественной школы Я обрадовалась, круто сразу в старший класс попала. В третьем классе художественной школы происходят серьёзные вещи. Рисуют натюрморты из геометрических гипсовых фигур. Но самое страшное таилось в «обрубовочной голове».Она нужна для рисования портретов .Но голова головой , а мне и своей головной боли хватало.
Моим преподавателем оказался тот самый добрый гном с фамилией Уколов.. Так что попала, так попала!. Из месяца в месяц добрый гном , превращался в злобного карлика..
Прошёл январь, февраль, март, наступила середина апреля .Уколов вошёл в класс загадочно улыбаясь сообщил: «Дети, скоро экзамены. Есть чудесное учебное заведение , МХПУ им Калинина. Декоративно прикладное художественное училище, международного уровня. У вас будет шанс, попробовать поступить туда, но это почти нереально» «А тебя?» - он посмотрел в мою сторону....«Тебя я не допущу до экзамена. Тебе поздно учиться рисовать». Я расстроилась, но любопытство было сильнее: «Что за волшебное место такое?»- спросила я пряча слёзы. «Такие как ты туда никогда не поступят» - ответил мне этот злобный карлик.
Я вернулась домой и до прихода мамы просидела в обнимку с большим плюшевым медведем.
Пришла мама, увидела мои заплаканные глаза, погладила по голове и сказала:«Забудь его, дочка, ты у меня талантливая девочка. Я в тебя верю. Всё что ты выберешь , у тебя получится.»
А утром , в школе я спросила у преподавательницы изобразительного кружка, что же это за чудо такое, куда я никогда не поступлю? Как сейчас её вижу. Чудесная женщина, большой души человек. Небольшого роста, пышные волосы , лучистые яркие глаза. Маргарита Павловна поправив копну своих пышных рыжих непокорных волос, задумчиво взглянула на меня, помолчала немного, а потом сказала : «Оленька, (она ко всем нам всегда ласково обращалась) съезди на Стрелецкую улицу тебе понравится».
Моя мама увлекалась астрологией. Я знала, что я Стрелец по знаку зодиака. Вечно я гонялась за неведомым. «Стрелец едет на Стрелецкую улицу виват !» -сказала я себе.
На следующий день, взяв с собой для страховки тёзку одноклассницу. Мы с ней до сих пор дружим. Она сегодня стала успешным психологом и работает в изотерическом ключе .
Мы вышли из метро Новослободская , сели в старый и скрипучий трамвай. Вдруг полил сильный дождь. в трамвае сухо , за окном мокро. Остановка "Стрелецкая улица". нам надо выходить. Так что мы подбегали к двери недоступного учебного заведения мокрые до нитки. Хотелось взять и стряхнуть с себя все осевшие на нас холодные капли первого весеннего дождя.
Я добежала первой распахнула дверь и замерла на пороге.
Полумрак . Мерцают огоньки гардеробной. В правом углу холла стоял Аполлон, это я потом узнала , что эту скульптуру так зовут. Это был высокий и белоснежный мужчина. Он стоял. гордо подняв голову вверх . А Под ним…… под ним в позе Роденовского мыслителя сидел , задумавшись о чём то своём глубоко афпиканско- творческом чёрный- чёрный негр. Был такой яркий контраст. И звенящая тишина.
В это мгновение ,что- то произошло внутри меня ..
Миг… и в меня сзади врезалась бегущая подруга, которой хотелось скорее спрятаться от дождя. .
Я в полёте схватилась за стул , пытаясь удержаться на ногах.
И мы все дружно полетели в сторону негра и Аполлона. Создавая вокруг себя шум и грохот. Вскрикнула и замолчала бабушка гардеробщица.
Негр поднял голову, задумчиво посмотрел на меня, и вновь ушёл в себя и в позу мыслителя. А Аполлон, как стоял , так и остался стоять на месте.
«Что застыла? не тормози, мы же все мокрые» - прокричала мне в ухо моя подруга.
«А я и не торможу .А знаешь что Оля ?
Мне здесь нравится. Я решила что хочу и буду здесь учиться» - сказала я, когда мы восстановили равновесие.
Моя история закончилась спустя четыре года. Я с тубусом и тяжёлой папкой наперевес неслась по улице домой. Это была большая брезентовая , сшитая моей бабушкой папка . Я ей очень гордилась и в неё много чего помещалось.
Намечалась очередная сдача сессии. Студенты всегда всё делают в самый последний момент. Художники не исключение , только более странные люди.
Вдруг чувствую, что я кого- то снесла своей папкой и сверху припечатала тубусом. Услышала злой и раздражённый голос:«Стой , куда прёшь». Опускаю голову вниз , хочу извиниться и вдруг все слова замирают у меня на губах.
Случайно сшибленным прохожим оказался мой давний преподаватель злобный гном- карлик Уколов. Глаза его хищно сузились.«Разбегалась тут. Небось в ПТУ учишься?» злобно плевался он. поднимаясь на ноги. «Не в ПТУ а в МХПУ», поправила его я машинально, ещё не оправившись от изумления.
« Не успокоишься никак , всё художницей хочешь стать, неудачница ?» - продолжал шипеть он.
Меня будто отбросило на три года назад. Но я изменилась. Я расправила плечи, как тот Аполлон и гордо и вскинула голову. " А знаете что? Я рада ,что вы исключили меня тогда. Вы сделали меня "ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОЙ". Я стала художником. И я учусь в МХПУ имени Калинина»- пропела ему я и побежала вперёд.
А Уколов остался стоять, потеряно глядя мне в след. Перед глазами мелькал калейдоскоп картинок .Гордый белый Аполлон, у его ног чёрный негр в позе «Роденовского мыслителя» , добрый гном , вдруг превратившийся в злобного карлика по фамилии Уколов.
Внутри было весело и легко! Впереди ждала сессия?
Да что там сессия….огромная яркая и цветная жизнь. Распахнула мне свои объятия.
Теперь я знаю случайности не случайны и мудрое время всегда всё расставляет по своим верным местам.
Вот такая история , друзья, верю что мой пример и запись на видео моей истории помогут вам вспомнить свои чудесные и живые истории. Вы послушаете их вместе со своими детьми и у Вас появится много новых тем для общения. Важно просто научиться слушать себя и своих подрастающих детей. Они способны многому научить нас.
Благодаря моей «подростковой» истории я стала Художником , Психологом и Арт- Терапевтом .
Я Нашла своё направление РЕСУРСНАЯ АРТ- ПСИХОЛОГИЯ
Удачных вам историй, творчества во всём и всегда
А самое главное взаимопонимания со своими подростками и побольше совместных историй !!!!
Арт-мастерская креатива Ольги Бойковой 3DDAR