В любых отношениях иногда возникают конфликты – это неотъемлемая часть нашей жизни. Не обходят стороной конфликты и детско-родительские отношения.
В дисфункциональных семьях нередко в отношениях мама, папа и ребенок разыгрывается драматический треугольник с тремя ролями: Жертва, Спасатель, Преследователь. В одной из моих прошлых статей: Этот проклятый треугольник! (драматический треугольник Карпмана) подробнее я писала о нем: https://www.b17.ru/article/42586/
Как же поступить родителю, когда ребенок конфликтует с другим родителем и рассказывает об этом?
- Поддержать ребенка.
- Не осуждайте вместе с ребенком поведение другого родителя. И не поддерживайте поведение другого родителя. Лучше утешьте ребенка.
- Поддержите ребенка в общении с другим родителем для разрешения конфликта.
- Предложите помощь ребенку для того, чтобы он смог поговорить с другим родителем.
- Донесите до ребенка, что Вы не сторонник создания «треугольников» и семейных тайн.
- Помогите ребенку понять, что Вы не решите его (ее) конфликт со вторым родителем, но можете помочь и ребенку и второму родителю, когда они захотят разрешить и уладить конфликт.
• Скажите о том, что если конфликт ребенка с другим родителем разрешится без Вашей помощи, то Вы желаете узнать результат.
Вероятнее всего, первое время, подобное поведение будет для Вас непривычно, если ранее конфликтные ситуации в Вашей семье развивались иначе. Если подобное разрешение конфликтов в Вашей семье станет привычным, то Вы поймете, насколько оно эффективно.
Ниже я опишу, что не нужно делать в конфликтных ситуациях, развивающихся в семье.
- Поддерживать осуждение ребенком негативного образа другого родителя
- Принимать чью-то сторону.
- Не замечать переживания ребенка или преуменьшать их.
- Не преуменьшать важности ситуации, в которой находится ребенок
• Поддержка в создании семейных секретов и тайн.
• Не предпринимайте попытки к спасению.
• Не объединяйтесь «двое против одного».
Подобное разрешение конфликтов может быть полезно не только в плане детско-родительских отношений, но и для разрешения других конфликтов, в который Вас вовлекают в качестве третьего лица между конфликтующими.
Что дает подобное поведение в конфликтах?
Понимание ребенком того, что его потребности могут удовлетворяться без участия в драматическом треугольнике и разыгрывании ролей. Это позволяет ребенку не разделяться на «хорошую» и «плохую» часть и иметь цельный образ себя (как это происходит при разыгрывании ролей в треугольнике).