Власть директора в психодраме

Публикую здесь свой реферат. Интересны идеи форумчан на тему власти и ее существования в группах. 

«Власть – специфический инструмент управления, используемый для достижения поставленных целей».

В данной работе мы рассмотрим:

  • Власть как инструмент организации групповой среды;
  • Аспекты применения власти в психодраматическом процессе;
  • Дисфункция использования власти директором;
  • Личный опыт участия в «играх за власть».
  •  

    Способность брать власть это способность брать ответственность на себя, рисковать. В какой момент в группе начинают возникать проблемы ответственности? Для участника группа начинается в тот момент, когда он выбирает стать ее участникам, в этой точке он включается в процесс течения ответственности группы. Ответственность заплатить за группу, ответственность прийти во время, ответственность говорить о своих чувствах и т.д. и т.п. Тренер берет свою ответственность, когда принимает решения вести данную группу. Он ответственен за сопровождение группового процесса. Он властен на столько, насколько он ответственен, однако, это далеко не все факторы власти, несомненно на уровень власти влияет и окружающая среда.

    Директор драмы беря ответственность за организацию процессов соответственно берет и власть. На чем строится его власть: авторитет специалиста, который обладает специфическими знаниями, он вправе заметить и поддержать не поддержать определенное действие или тему группыучастника; терапевт, выступает проводником между потребностями участников и драматическим потенциалом.

     

    Разогрев и власть. Разогрев можно определить как процедуру эмоционального переключения от своего повседневного состояния в состояние игровое с элементами «как будто», говоря языков психодрамы – переключение с натуральных ролей на роли спонтанные.

    Каков объем директивности со стороны тренера, имеется ли возможность быть властным тренером и какие последствия могут следовать.

    В течение данного этапа директор озвучивает инструкцию разогрева участникам группы и корректирует процесс. Участникам же «выдается» условный карт бланш на реализацию их спонтанность, поведение участников группы корректируется директором лишь в тех случаях, когда оному становится ясно, что некоторые общегрупповыесоциальные (насильственное поведение, как физического, так и психологического характера; действия сексуального характера и т.п.), нормы нарушаются. Также, директор вправе корректировать инструкцию упражнения в процессе разогрева.

    Директор действует в целях (в соответствии с потребностями) группы и каждого из участников. Цели каждого из участников оговариваются в начале группового занятия в течение первичного шеринга, таким образом группа декларирует свои потребности, вносит их в групповой контакт, от чего директор начинает понимать свои актуальные задачи, процесс работы становится прозрачным для всех и каждого.

    Используя вышеобозначенную модель, действия тренера будут ясны для группы, роль директора и его власти «наливается» смыслом; директивность работает во благо группы, создается безопасная среда, в которой у участников возникают чувственные отклики в процессе разогрева, а дальнейший протагонист способен делиться своим внутренним миром с группой.

    Но где же здесь власть? В ранее представленной модели директивность можно интерпретировать как власть. Власть директор использует в соответствии с потребностями группы, особой частью которой, является он сам.

    В течение драмы директор применяет свою власть создавая границы работы, что выражается в: время работы, фокус темы и т.п., также поддерживает фрустрирует стремления протагониста. Директор управляет группой, в особенности если участники группы не знакомы с психодрамой, тренер «включает» участников упоминая – «если есть дубли – дублируйте», также вводит директорские дубли, которые также способны повышать контакт протагониста с собой.

    В шеринге директор использует власть с целью увеличения фокуса на чувственном отклике, а не умственном (известны случаи, когда и вовсе шеринг отменяется директором, в связи с малоэмоциональностью работы); уточняет проясняет чувства участником, таким образом заботясь о состоянии каждого; следит за временными границами; и что в высшей степени важно - следит за соблюдением правил, обозначенных группой.

     

    Что же происходит если директор работает вне потребностей группы? Группа реагирует общим сопротивлением на действия «нецелового» (действие вне интересовпотребностей группы) директора, таким образом создается динамическая ситуация между участниками и директором. Сопротивление есть некая агрессия проявляющаяся с целью изменить окружающую среду. Спонтанность тормозится ранее. Таким образом, структура группового процесса рушится, а т.е. на любое действие насильственного, нецелевого характера группа реагирует динамически.

    Группа также будет защищаться сопротивлением, если директор злоупотребляет властью, излишне выпячивает свою роль в группе, с таким директором группа не будет ощущать необходимую безопасность и, стало быть, спонтанность остановится.

    Иным вариантом развития событий становится состояние директора, в котором он  не способен использовать власть. Если рассматривать власть как возможность и способность реализовывать энергию посредством директивности, то ригидная роль подавленной агрессии у директора вызовет снижение групповой энергии или ее стабильно низкий уровень. Отсутствие тренерской директивности будет ощущаться группой как небезопасная среда. Однако, данный вариант властной дисфункции не приведет к острой контрдиректорской динамике.

     

    Наделенный властью субъект – необходимый элемент в психодраматической работе, использую следующие доводы при аргументации данного утверждения. На сколько мне известно не в каждой группе психоэволюционного характера имеется тренерглавное лицо, как, например, в группах программы 12 шагов, участники собираются для поддержки друг друга в рамках шеринга, нет ведущего психолога, только люди объеденные общей зависимостью. Стоит отметить, что в данной программе присутствует разделение на начинающих бороться с зависимостью и тех, кто уже достиг определенных успехов (их называю спонсорами), здесь то и рождается власть через авторитет. Хоть в данных группах поддержки и нету назначенного главного, авторитетное лицолица образуются естественным образом. Тот, кто способен подать информацию уверено, тот, кто имеет больше знаний в области дискуссии и т.п. будет обладать большим авторитетом в группе.

    Перейдем к личному опыту.

    Сиблинговые отношения в группе. Участники малой группы равны и власти у каждого одинаково мало и это может раздражать, если один из участников делает хорошую драму, то одновременно включается и зависть и желание сделать свою еще лучше. Присутствуют «бодания» за абсолютность мнения, особенно между психологами. В рамках малой группы это создает азарт, создает динамический процесс и способно профессионально продвигать участников, создавая мотивацию. В большой же группе это может останавливать процесс работы над навыками, тренер предстает всевластной фигурой, а выстоять и не отдать власть тренеру это основная идея. Вспоминается Дж. Карлин с его монологом про религиозного фанатика – «…Да у моего Бога член больше, так что ты труп!»

    Признание чужой власти и взятие собственной требует большой внутренней зрелости, признавать чужой авторитет и умение опираться на себя, чтобы реализовывать собственную авторитетную позицию в уместных условиях.








    Что интересного на портале?