Психоанализ позволяет выйти на поверхность бессознательные аспекты терапевтических отношений посредством выявления переноса и контрпереноса.
Гештальт-терапия – позволяет посредством живого терапевтического контакта, участия, включенности, присутствия и теплой вовлеченности в терапевтических отношениях проследить и при желании изменить эти отношения.
Под терапевтическими отношениями здесь понимаются отношения между терапевтом и клиентом. Эти отношения очень важны и их необходимо изучать по одной главной причине:
Отношения тонки и сложны как паутина, особенно когда терапевт становится важным для клиента, легко можно повлиять на терапию: продвинуть или заморозить. Так, нарушение конфиденциальности может быть раздуто до грубого предательства, бесцеремонное вмешательство, шутка – причинить боль, смутить.
Хочу привести случай из практики: С одной клиенткой никак не удавалось по-человечески сблизиться, вроде бы и очень послушная, услужливая, уступчивая, а настоящую ее, в других, неформальных, «человеческих» проявлениях не удавалось увидеть ни в какую. И вот однажды помог случай. Во время обеда я капнула себе на блузку «обед» и посадила вражеское пятно. Возможности переодеться – не было. Я искренне, по-человечески смущалась и показала это клиентке: скорее даже не намеренно, для того, чтобы как-то работать и не смущаться, и перестать думать, что она все время смотрит на мое пятно. И каково было мое удивление, что после этого случая произошла подвижка в самовыражении клиенткой своих чувств. Более того, во время промежуточного анализа проделанной работы, клиентка призналась, что одним из ярких воспоминаний, позволивших ей прикоснуться к себе и стать более человечной, было это злополучное пятно, и мое смущение по этому поводу.
Буквально несколько слов о том, как исторически складывалось развитие изучения терапевтических отношений. Именно Фрейд первым сказал о решающем факторе отношений, складывающихся между психотерапевтом и клиентом. Здесь важно отметить его наблюдения о переносе клиентом на терапевта собственных отношений, чувств, страхов и желаний из прошлого. Фрейд пришел к пониманию важности выявления терапевтом этого переноса и собственного знания того, как на него реагировать. Перенос по Фрейду обладает силой разрушать терапию или способствовать ее продолжению в зависимости от того, как с ним обходиться. Стиль работы Фрейда долгое время был активным и вовлеченным, зачастую поддерживающим диалог. Следовавшие за ним аналитики стали практиковать поздний его стиль, подразумевавший строго упорядоченный терапевтический подход: бесстрастного молчаливого аналитика.
В 40-х годах появился Карл Роджерс, который говорил, что терапевтическая позиция – это, прежде всего эмпатия, безоценочное позитивное отношение к клиенту и искренность. К чему психоаналитики отнеслись крайне скептически, и не без основания: в данных отношениях гасится перенос и расцветает махровым цветом контрперенос.
Большое влияние на выстраивание очень важного «срединного пути» между школами теплой поддержки и нейтрального анализа переноса оказали Хайнц Кохут и Мертон Гилл (Хилл). Этот путь объединил в себе преимущество теплой вовлеченности и достоинства активной работы с самими отношениями. Так Кохут, говорил о видимой проявляемой эмпатии, а Гилл – о человеческой вежливости (или положительном отношении) и незащищенности терапевта.
Под эмпатией будем понимать воображаемое проникновение в субъективное переживание другого, т.е. понимание переживаний клиента с позиции самого клиента. Ценность такого подхода заключается в том, что если терапевт действительно пытается видеть мой мир так как вижу я , то чувствуется поддержка и хочется расширять понимание самого себя.
Положительное отношение подразумеваетпозитивное отношение к тому, что делает клиент.Клиент может вызывать раздражение, гнев, недовольство и отвращение, но по существу, он уважаем и ценен. Такое отношение позволяет сделать глубинное исследование личности безопасным.
Несколько слов о пользе незащищенности терапевта. Все люди, начиная с мамы и папы, сильно защищаются ( в плане чувств) – это непроизвольная модель, которую мы перенимаем, это социальная реальность. Мы либо сдерживаем чувства, либо с тоской ждем, что какое-нибудь выражение этих чувств встретит большее, чем защиту. Терапевтические же отношения принципиально отличны: выраженные к терапевту чувства не наталкиваются на защиту, а встречают теплое одобрение (фрейдовское участие в отношениях) и поддержку (роджерианский акцент на сердечность и поддержку). Всегда есть искушение сопротивляться, преобладать, быть холодным и молчаливым ( к этому склонны все). Но ценность в культивировании своей незащищенности огромна.
Важными элементами терапевтических отношений являются такие образования как перенос и контрперенос. Перенос - это когда клиент ритуально и неосознанно (компульсивно) переносит проблемные ситуации и поведение в отношения с терапевтом. Это повторение одних и тех же реакций в различных жизненных ситуациях и с различными людьми. Контрперенос – это то, что возникает в бессознательном терапевта (т.е. реакция) в ответ на перенос клиента. Подробнее об этих феноменах, и работе с ними будет рассмотрено в одной из следующих работах. Сейчас стоило только о них упомянуть.
Итак, вернемся к тому, как же работает гештальт-терапия с этими самыми терапевтическими отношениями. Очевидно, что гештальт-терапия начала развиваться на философии и некоторых понятиях психоанализа. Тем не менее, работая с переносом, психоаналитик, распознавая его, взращивает его в течение какого-то времени, а потом успешно его интерпретирует клиенту. Гешталь-терапевт в своей работе идет дальше. Проходя интерпретацию как просто метод работы, он предлагает исследовать этот перенос в терапевтических отношениях: изменяя их сам и предлагая это сделать клиенту. Фокус гешталь-терапевта направлен на содержание и процесс контакта, а также на прерывание этого контакта. На втором этапе в безопасной ситуации терапевтических отношений «незащищенный» терапевт и клиент совместно анализируют, проживают этот перенос, пытаясь что-то изменить, трансформировать, попробовать новый опыт и новые отношения.
Последний момент, на котором хотелось остановиться говоря об отношениях терапевта и клиента – это поговрить о двух видах отношений, а именно о символическом и реальном.
Символические отношения – это то, что относиться к той, «ранешней» жизни (здесь речь идет именно о привнесенных в терапию отношениях к себе, к жизни, к терапевту). Реальные отношения – это отношения именно сейчас и именно к этому терапевту. Задача терапевта в процессе терапии выяснить, что соответствует действительности, а что нет. Зная, осознавая, что символический аспект существует – можно разделить отношения реальные и привнесенные. Правильным направлением в работе будет поддержание в сессии как символических так и реальных отношений (Немиринский О.В.), добиваясь свободного выражения и тех и других не зависая на полюсах.