С тех пор, как ваша дочка начала разговаривать, она комментирует все, что делает. Болтает без умолку! Конечно, вы рады такой речевой активности, но ведь необходимы и паузы?
«Спи, куколка, спи! Подожди, сейчас Маруся пойдет пописать и вернется». И малышка несется к горшку, а затем возвращается к коляске с куклой, не прерывая своего монолога. «Она целый день говорит без остановки», - рассказывает мама девочки двух с половиной лет. – «Для меня удивительней всего то, что до этого времени она почти не разговаривала». И в самом деле, дети часто проживают долгий «инкубационный» период, прежде чем начинают говорить. Это характерный ход развития для большинства маленьких детей. Сначала ребенок проделывает большую внутреннюю работу, а потом вдруг, в один момент начинает говорить или поражает вас еще каким-либо умением. Поэтому ваш молчун в одночасье может превратиться в отчаянного болтуна. И ваше беспокойство по поводу затянувшегося периода, когда вы объяснялись при помощи звуков, слогов и выразительных жестов, может трансформироваться в утомление от бесконечного речевого потока. На этом этапе ребенку далеко не всегда нужен собеседник, язык служит ему в основном средством познания мира. Он называет предметы, комментирует свои действия, повторяет обрывки фраз, услышанные от взрослых. Обретение речи для малыша связано и с достижением большей независимости, ведь теперь он может объяснить взрослым, чего он хочет, вместо того чтобы плакать или усиленно жестикулировать. Да и родителям больше не нужно мучительно угадывать значение немногочисленных слогов и можно, наконец, окунуться в радость общения.
Наберитесь терпения, бесконечная болтовня малыша может немного утомлять, но это важная фаза развития, когда речь для ребенка – это мысли вслух, мышление, вынесенное во вне. Ребенку необходимо называть все, что его окружает: предметы, явления, людей, обнаруживать их свойства, находить связи между ними. Увидев очки на полке, он скажет «бабушка»…и будет прав! Он готов без конца повторять имена – своих друзей, двоюродных братьев и сестер, бабушку и дедушку, сидя за столом, отыскивая их на семейных фото, отправляясь к ним в гости. Также, малыш любит играть со словами, проявляя недюжинную изобретательность и зачатки чувства юмора. Это период «словотворчества» - слов, выстроенных из частей, удивительно и оригинально смешавшихся в воображении ребенка. Он соединяет части разных слов, изобретая новые. Одна малышка рассказывая о каком-то сильном впечатлении, воскликнула: «Он был громасный!» Столкнувшись с такой поэтической находкой, нужно не только выразить восхищение творческой находкой, но и уточнить: «Это очень интересно! Ты хотела сказать «громадный» и «ужасный» - а получилась смесь двух слов». В этот период важно научиться поправлять детей, но не гасить их творческий пыл. Используйте это благоприятное время для обогащения словаря ребенка, сейчас он вбирает в себя новые слова и фразы как губка. Развитие речи обогатит и его эмоциональную сферу, помогая дифференцировать более тонкие оттенки чувств и ощущений.
Перед поступлением в детский сад ребенку важно набрать обширный словарный запас. Чем больше слов он будет знать, тем легче ему будет наладить контакт с детьми и педагогами. Да и когда начнется обучение, ребенку с хорошо развитой речью будет легче воспринимать и перерабатывать информацию. Зачастую, дети не знают многих, иногда совсем простых, слов потому, что взрослым не приходит в голову называть какие-то предметы и явления специально для ребенка, объяснять их свойства. Именно родители должны заполнить эти пробелы. И не забывайте о синтаксисе. Мы знаем о том, как вредно говорить с ребенком на ломаном, упрощенном языке: в 2 года пора переходить от отдельных слов к фразам, грамотно строя предложения. Ребенок, который не слышит правильную речь, будет отставать от сверстников в детском саду. Говорят, что сегодня от 15 до 20 процентов первоклассников не понимают разговоры, которые ведутся в классе. Это означает, что в какой-то момент они перестают понимать то, что им рассказывает учитель. По словам специалистов у дошкольников отставание может быть еще более значительным. Новые слова можно учить с ребенком между делом, скажем, по дороге в детский сад. И вам не нужно для этого превращаться в школьного учителя! Это можно делать в свободной и веселой форме, например, повторяя интересные считалки – они ритмичные и рифмованные, легко запоминаются.
Иногда, дети начинают много болтать от неуверенности и беспокойства. Все мы встречали детей, которые по 15 раз задают один и тот же вопрос – что мы делаем, что мы будем делать потом, или «А теперь куда мы идем?» Постоянный «фон», создаваемый ребенком, помогает ему заглушить чувства, с которыми он не может справиться. Либо малыш может чувствовать ваше эмоциональное отсутствие и таким образом «принуждает» вас к контакту. Поэтому не сердитесь на ребенка: «Ты надо мной издеваешься, я тебе уже 15 раз повторяла!» Попробуйте разглядеть скрытый смысл этих многочисленных вопросов. Ребенок может бесконечно долго повторять вполне невинный вопрос, в то время как на самом деле его беспокоит, почему не приходит папа. Малыш не всегда может обозначить словами причину своей тревоги, а зачастую и не осознает ее. В этом случае вам поможет встреча с психологом. Другое решение: читать ребенку истории, в которых иносказательно говорится о том, что его волнует – страх темноты, переживания по поводу рождения младшего ребенка, неуверенность во время развода родителей.
Если ребенок молчун.
Прежде всего, следует проверить слух вашего ребенка. Потом задайте себе вопросы: достаточно ли вы с ним разговариваете? Может, ему сначала необходимо освоить какой-то другой навык, и лишь затем переходить к речи? Большинство детей избавляются от языкового барьера в одночасье, а к моменту поступления в детский сад становятся настоящими болтунами.