На сегодняшний день в психологии создано большое количество направлений. Такие как психоанализ, гештальт терапия, нейролингвистическое программирование, а так же когнитивная, гуманистическая, трансперсональная психология и др. В арсенале каждого из современных психологов различных направлений есть свои техники и психологические приемы, которые позволяют ему расширять картину реальности клиента и тем самым показывать ему возможности решения запроса, с которым человек обратился к специалисту. Но есть среди психологов и общие приемы и способы работы, без которых процесс общения с клиентом потеряет эффект психологической помощи. Самый главный и не заменимый прием на мой взгляд - это активное слушание.
Активное слушание - это профессиональный навык психолога, который отличает его от обычных людей, так как далеко не каждый сострадательный человек может стать хорошим слушателем, удержав себя от оценки по поводу услышанного и высказывания советов.
Стремление поскорее перейти к наставлениям или советам в разговоре с клиентом свидетельствует о неуверенности в себе и повышенной тревожности самого психолога. Главная задача психолога в этот момент - это помощь в организации встречи клиента со своими реальными чувствами и его поддержка в переживании этих чувств, поэтому если психологу хочется побыстрее решить проблему клиента или переключить его внимание с актуальных переживаний, значит психолог сам боится сталкиваться с этими переживаниями и пытается убежать от больной темы.
Задача психолога молча страдать с горюющим либо тревожущимся клиентом и возвращать его снова и снова к этим чувствам, которые есть здесь и сейчас, до тех пор пока их интенсивность не снизится до умеренного состояния, не вызывающего боли или страхов. После этого процесса клиент начнет сам искать пути решения.
Как помочь клиенту не убегать от болезненных переживаний? С одной стороны все просто - задавать вопросы, возвращающие сознание клиента к теме переживаний. Но что является сложностью - это то, что психолог должен уметь отслеживать свои защитные механизмы и в случае их возникновения прорабатывать проблему для себя.
Зачем оставаться в тревожных чувствах и проживать, приносящие боль, переживания? Для того что бы вылечиться от недуга полностью без осложнений. Убегая в ресурсное состояние, мы как будь то принимаем таблетку обезболивающего. Занимая своё сознание другими мыслями и делами, мы перестаем думать о болезненном переживании, но когда действие обезболивающего заканчивается либо кто то ковырнет рану, воспаленный процесс снова даст о себе знать.
При работе с клиентом психологу важно быть безоценночным слушателем, и удерживая себя от комментариев по поводу нравственности и безнравственностипоступков, а также советов по данной ситуации, сделать так, что бы клиент сам почувствовал их допустимость либо недозволенность и принял ответственность за свои действия. Эффективная терапия строится на позиции равенства между клиентом и терапевтом.
Основная задача терапевта, задавая вопросы и используя различные моделирующие упражнения, сначала помочь клиенту осознать реальную картину происходящих с ним событий, встретится со своими переживаниями, принять себя таким какой он есть, а потом уже помочь найти ресурсы и увидев свои возможности, определить пути развития из этого состояния или ситуации.
Встреча с чувствами первостепенна и всегда важнее и продуктивнее для развития клиента, чем разовая накачка ресурсами.
У психолога, как у специалиста, есть ещё одно очень важное качество, отличающее его от обычного собеседника - это соблюдение своевременности и безопасности в процессе осознавания реальности клиентом. Психолог, как профессионал, а так же как сторонний и не имеющий личных интересов в данной ситуации наблюдатель, способен видеть события с точки зрения реальности, а не фантазий, в которых пребывает клиент. Но он терпеливо ведёт собеседника через вопросы и рассуждения к его самостоятельному осознаванию и принятию ситуации и её реальности с той скоростью, которая комфортна клиенту. Психолог не старается ускорить процессы, не обижается и не злится на клиента, если тот ещё не готов что то видеть, потому что понимает его чувства, страхи и дискомфорт, вызванный процессом фрустрации. Это очень обоснованная техника, так как что мы делаем если наше любопытство оборачивается для нас сильной травмой? Ставим себе строжайший запрет на эту область исследований. Например, если ребёнок съел мороженое и у него заболело горло, то он почувствует дискомфорт, связанный с болью в горле и неприятным лечением, и он сделает выводы, что в следующий раз нужно кушать мороженое маленькими ложечками, как и говорила мама. Его желание снова его пробовать не пропадет. А вот если он заболеет сильной ангиной и попадёт в больницу, где его будут мучить неприятной процедурой очистки гланд и целой кучей уколов, то я думаю желание есть мороженое у него отпадает на совсем. Сознание будет помнить последствия и активно защищаться от угрозы, исключая даже разумные пределы. Так наше сознание ведёт себя по отношению к любому сильно травмирующему нас опыту и именно поэтому очень важно соблюдение индивидуальной скорости осознавания реальности и безопасность реакций сознания на эту информацию.
Таким образом психолог для клиента выступает в роли поводыря с манерами галантного кавалера, который точно следит за тем, чтобы спускаться по лестнице осознавания лишь на пол шага впереди своей дамы.