Утраченная гамма чувств (оправдание психотерапии)

Представьте, вы охваченные каким-то чувством, вдруг понимаете, чего вам хочется именно сейчас, у вас возникает побуждение, идея,  может быть даже план.  Начинается движение, вы готовы и хотите как-то выразить, в каком-то действии внешнем или внутреннем, но в этот момент, что-то происходит, какие-то обстоятельства, которые вынуждают переключиться.

Что при этом происходит? Это похоже на то, как если бы вы открыли кран, желая принять ванну, и вас срочно позвали по каким-то неотложным делам. Вы закрываете дверь на ключ и покидаете квартиру, второпях, забыв закрыть этот самый кран, и вода продолжает наполнять ванну. Этот процесс продолжается сам по себе без вашего участия. Меняется давление воды в кране, меняются условия оттока, но, допустим, что поступает всё время немного больше. Запертая на ключ квартира и ваше отсутствие в ней символизирует заблокированное побуждение (намерение, желание, эмоцию) или попросту блок. «Гештальтисты» говорят – «прерванный контакт». И действительно, начавшийся контакт с ванной был прерван каким-то внешним обстоятельством. И, хотя и ванна, и вода и кран у вас внутри, тем не менее, всё работает точно так же.

Дело в том, что всякое наше побуждение для своей реализации связывается с внутренним источником энергии, которая продолжает поступать в соответствующую область психического и после блокировки.

Разумеется, какая-то регуляция, обратная связь здесь присутствует но в некоторых случаях, со временем «сосуд» переполняется, угрожая затоплением, аварией, не имея возможности какого-то естественного выхода, проявления.. «Зажим» неизбежно проявляется в теле или на уровне поведения. И тогда,  это тоже выход, но не естественный, не желательный для человека, приводящий к большим или маленьким, но необратимым изменениям. Когда мы слышим слова – невроз, психосоматика и т.п.

После того, как произошла блокировка (прерывание), след, ведущий обратно, быстро тает, теряется. Это как вовремя не записанная на ноты партитура. Она прозвучала в воображении композитора, но, не будучи переложенной на бумагу, теряется в обыденности. Так же и нам всё труднее воспроизвести то, что именно мы чувствовали тогда (где, какой и зачем кран открыли). Мы можем ходить вокруг да около, переживать, что-то другое в своей повседневности, притом, что именно эта потерянная мелодия, подобно уникальному рисунку ключа способна открыть виртуальную дверь и разблокировать аффект.

Чувства как некие душевные паттерны отличаются как явно, так и тончайшими, едва различимыми оттенками глубоко личных переживаний. Именно поэтому им так близок язык (визауальных, аудиальных и т. д.) образов. Образ означает целостность, завершённость, связанность, внутреннюю логику, гамму.  Но чувство – это не просто образ, это живая, подвижная материя и движение это направлено на некую «реализацию чувства».  В этом всё дело. Это как удачно изобретённый механизм, который вдруг работает и производит некий эффект, часто, эмоциональный.

Исследованием, развитием, поиском, изобретением (как угодно) чувств занимается искусство. Искусство создаёт образы, которые находят душевный отклик, оживают в тончайших тканях человеческой души. И, развиваясь, двигаясь в неком танце, делают нас живыми, подвижными, тонко реагирующими.

Образ, создаваемый искусством – это не просто некая карта местности – это действующая карта, за которой стоит реальная местность с зарытым в ней реальным кладом. Карта, оживающая в действии, в реализации побуждений.

Мы обогащаем свой внутренний мир новым звучанием, питаем самые ценные чувства, расширяем область душевного, но то, что забыто в нас, зачастую остаётся невыраженным, до того момента пока не будет выстроен соответствующий образ (ключ).

Образ инициирует чувство, чувство порождает желание, желание – некое действие, которое «закрывает» образ. И.. всё, кран закрыт! Он может быть снова открыт, по нашему желанию, главное владеть своим чувством, а значит предупредить аварию. Владеть чувствами не значит быть мёртвым. Владеть означает – сознавать.

У современного человека, жизнь которого насыщена информацией, зачастую плохо обстоит дело с пониманием того, что с ним происходит на уровне чувств. Это не значит, что он ничего не чувствует. Чувствует, но где-то за пределами понимания и уж тем более реализации, не имея никакой возможности управлять всеми этими текучими кранами. Можно сказать – алекситимия (не способность к опознаванию чувств) – базовая проблема человека информационного.

Поэтому, одним из главных вопросов в психотерапии является вопрос – что Вы чувствуете? Вопрос простой, но только на первый взгляд. Чаще всего он ставит человека в тупик. А действительно – что я чувствую? Как понять?

Есть одна подсказка. Нужно двигаться от обратного в цепочке: чувство (ощущение) – желание – действие. Поэтому, если человек  не понимает, что он чувствует, можно спросить – что он делает? (или, что я делаю?). За действием стоит желание, за желанием чувство.

Если ничего не помогает, мы переходим на образный уровень и пытаемся понять на что это похоже. Говорим: я чувствую себя так, как будто я чайник или утюг, или робот, или птица - каждый образ несёт свою гамму аффекта пытаясь отразить тот или иной душевный паттерн.

Иногда, чувства настолько сложны, что ни чайник, ни утюг не помогают... Человек ищет образ, чтобы понять, что он чувствует, а значит – чего хочет. Таким образом, пытаясь понять себя.  Образ может меняться, перестраиваться, а вместе с ним меняться, двигаться жить само чувство... Чувство ― это динамика.  Живопись ―  попытка выразить живое чувство, то в котором пребывает живой художник. И когда это удаётся, чувство поселяется и оживает в нас, зрителях, чтобы продолжать своё движение.

Ценность искусства в том, что вместе с ожившим в нас чувством, оживаем и мы сами. Мы начинаем действительно жить, даже если уже почти умерли.

Далеко не все чувства могут быть названы словом в силу субъективности.  Если один человек себя чувствует птицей, то это ещё не  значит, что другой человек, сможет чувствовать в точности то же самое. Это могут быть два разных комплекса переживаний, которые проявятся в желании и действии. Хотя, конечно, в языке на этот случай существует некий универсальный набор понятий. Но всё это очень абстрактно.

Искусство помогает оживить «заблокированное» чувство, когда человек, обращаясь к нему, отыскивает нужный образ. К сожалению, часто, что-то очень настойчиво мешает этому поиску.

Психоаналитики, а вслед за ними, психотерапевты и психологи, называют это сопротивлением. Часто в психотерапии мы находим работу с образом и всегда с сопротивлением. Там где образу становится «трудно», туда мы и стараемся проникнуть. Это похоже на то, как человек предпочитает искать под фонарём, потому что там светлее. Мы же побуждаем его без принуждения, но двигаться в темноту, таким образом, мы будто бы нащупываем тот самый потерянный путь к утраченному чувству.

В человеке пробуждается нечто до боли родное, знакомое, своё, близкое, но забытое, потерянное.  Как будто потерянные когда-то, забытые где-то на вокзале дети.

Мы находим их, встречаем и плачем вместе с ними, но это уже слёзы освобождения, спасения, счастья и любви... Или мы вдруг обнаруживаем свои заброшенные, одичавшие страхи и приручаем их.

Работая в образной психотерапии, мы имеем возможность свободно путешествовать в своём подсознании, открывая запертые двери, перестраивая что-то, освобождая и наоборот,  закрывая брошенные краны.

Наши чувства, бывают заблокированы подменой желаний. Подменой нашего хочу. Когда вмешивается страх или то, что мы называем словом "надо". "Надо" - это тоже своего рода "хочу", но это требование свыше. Когда нам говорят (или кто-то говорит внутри) - "ты должен, ты обязан, выкинь из головы, возьми себя в руки и т.п"

Надо" - это объективные закономерности среды обитания. В каких-то случаях мы вынуждены выбирать между тем, какие задачи решать: внутренние или внешние. Решая внешние задачи, мы забываем о внутренних. Выполняя требования среды, мы забываем о своих внутренних требованиях. Мы постепенно забываем о себе, постоянно стремясь отвечать внешним ожиданиям, "быть хорошим мальчиком или девочкой". И вот, мы уже не можем различить, между тем, чего хотим мы и чего хотят от нас.

Психотерапия позволяет человеку обернуться на себя, отдавая дань собственным, сугубо личным и значимым переживаниям, подлинным желаниям, делает его более свободным и счастливым.

И, может быть, вот этот политик, или этот бизнесмен, или вот этот профессор никогда не хотели быть тем, кем являются. Они надели на себя эти маски, эти корсеты, заковали себя в доспехи бесчисленных "надо"... 

До некоторых пор всё это работает, но однажды, то, что задавлено внутри начинает настойчиво требовать внимания, проявляясь на уровне телесных или психических симптомов.

Проще говоря, назревает момент когда, что-то надо менять. И ответ на вопрос – что именно? Мы не найдём в привычном для нас "надо", это не сработает. Единственное, что мы можем сделать в этой ситуации, это обратиться к своим чувствам и желаниям.

2016-12-28
Статья выложена в ознакомительных целях. Все права на текст принадлежат ресурсу и/или автору (B17 B17)

Что интересного на портале?