Успешный школьный старт: формируем произвольность.

45Успешный школьный старт: формируем произвольность.
Успешный школьный старт: формируем произвольность.



Успешный школьный старт: формируем произвольность.

        Начну с того, что одним из основных психологических изменений, происходящих в начальной школе с ребенком, является переход от непосредственного поведения к опосредованному, т.е. контролируемому и произвольному.

       Первокласснику требуется удерживать внимание не только на том, что интересно в данный момент, а на том, чего требует урок; запоминать не только то, что легко усвоить, а то, что задал учитель; сдерживать физическую активность до наступления перемены или конца учебного дня.

Эти умения формируются в течение всей начальной школы. НЕ ТОРОПИТЕСЬ.

      Как и в раннем детстве, новая форма деятельности формируется сначала в совместной работе с взрослым, а потом уже становится индивидуальной формой деятельности ребенка.

      В младшем школьном возрасте задания, поручения, цели для деятельности задаются взрослыми. Чтобы задание было выполнено успешно, можно попросить ребенка его повторить: так вы сможете понять, услышал ли он задание в полном объеме или запомнил только начало, или вообще не понял, что от него требуется. При необходимости задание проговаривается снова. Далее ребенку нужно предложить продумать план по его выполнению: сроки, последовательность действий. Можно помочь разбить большое задание на последовательные небольшие кусочки – с ними справиться будет легче.

      Давая поручение важно задать мотивацию, т.к. произвольность еще только начинает формироваться. Мотивация должна быть достаточно сильная для выполнения задания и трансформироваться по мере взросления ребенка. «Я делаю уроки, потому что потом могу пойти погулять» - «Я делаю уроки, потому что мне интересно и важно получить хорошую оценку».

     Важным психологическим новообразованием младшего школьного периода станет не только выполнение поставленных взрослым целей, но и самостоятельная их постановка самому себе, трансформация поведения в соответствии с этими задачами.

      Для некоторых задач бывает удобным/необходимым применение внешних помогающих средств, таких как часы. Если ребенку сложно удерживать внимание на уроках, не отвлекаясь, то можно договариваться на усердную работу в течение какого-то конкретного времени, после  чего разрешается сделать перерыв. Время это будет очень индивидуально для выполняемой работы и особенностей каждого ребенка. Часы могут быть как песочные (это очень наглядно), так и механические, возможно секундомер. Постепенно необходимость во внешних средствах будет  угасать и на смену внешнему контролю придет внутренний.

#psycomfort

Сивокозова Анастасия

Поделиться:


2018-09-02
Статья выложена в ознакомительных целях. Все права на текст принадлежат ресурсу и/или автору (B17 B17)

Что интересного на портале?