Ура, Школа?!
(в помощь первоклашке и его родителям)
Первое сентября, всегда волнительный день для детей и их родителей, а в особенности для тех, кто идет в школу впервые.
Тут и ожидания, новой, школьной жизни и тревога за успеваемость, и новый коллектив, и режим дня, в котором становиться меньше отдыха и больше работы. Одним словом - новый статус, новая жизнь.
И часто оказывается, что школа - это время испытаний, как для ребёнка, так и для родителей. Ребёнку не так просто перейти на новый режим дня, отказаться от игр и игрушек, налаживать отношения в новой среде, проявлять себя, да и ещё в это же время набираться новых знаний и умений.
И если ребёнок не справляется с нагрузкой, он становится плаксивым и раздражительным, замкнутым или, напротив, агрессивным. Наотрез отказывается идти в школу, появляются проблемы в поведении. В этом случае психологи и педагоги могут говорить о нарушении адаптации к школе.
Адаптация- это способность организма приспосабливаться к новым условиям среды.
Первые признаки нарушения адаптации к школе:
- тревожность ребенка;
- беспокойный сон, кошмары;
- устойчивые и навязчивые движения (подергивание мышц лица, нервный тик, подергивание плечами, навязчивые однотипные звуки);
- незначительные запинки в речи;
- внезапные смены настроения;
- чрезмерная двигательная активность или, наоборот, вялость и пассивность;
- жалобы на общее плохое самочувствие, боли в животе и головные боли;
- плохой аппетит;
- стремительная потеря веса;
- отказ ходить в школу и нежелание учиться;
- конфликтные ситуации с ровесниками и учителями.
Если что-то из этого списка появилось у вашего ребенка, ругать и наказывать его будет бесполезно, и даже вредно. В одиночку ребёнок не сможет справиться со своими эмоциями и переживаниями, ему просто необходима ваша помощь и поддержка, и если по каким –то причинам адаптация ребёнка к школе затруднена, самое главное – срочная диагностика и своевременная коррекция. Ведь результатами дезадаптации могут быть: плохая успеваемость, частые конфликты в школе, частые болезни ребёнка, детские неврозы …
Дезадаптация - нарушение приспособительного поведения человека в силу действия тех или иных внутренних или внешних причин - непосильных или несправедливых требований, чрезмерных нагрузок, трудностей и возникающего в ответ несогласия, сопротивления, самозащиты и т.д
Если вы уже заметили эти признаки у вашего ребёнка, нужно следовать некоторым правилам, которые могут облегчить жизнь вашего ребенка:
1.Четкий режим дня.
Чем быстрее ваш ребёнок привыкнет к школьному режиму, тем лучше. Но при этом переход должен быть последовательным. Лучше всего еще в августе перед школой восстановить режим сна и бодрствования.
Режим дня школьника
7.00 Подъем
7.00-7.30 Водные процедуры, зарядка
7.30-7.50 Завтрак
7.50-8.20 Дорога в школу. Хорошо
8.30-12.30 Занятия в школе
11.00 Второй завтрак. Лучше, если горячий
12.30-13.00 Дорога домой
13.00-13.30 Обед
13.30-14.30 Послеобеденный отдых, а лучше сон
14.30-15.00 Полдник
15.00-16.00 Прогулка, игры, спорт
16.00-17.00 Приготовление домашних заданий с обязательным 10-минутным перерывом на отдых
17.00-19.00 Прогулка
19.00-20.00 Ужин и свободные занятия (чтение, музыкальные занятия, ручной труд, помощь семье, занятия иностранным языком и пр.)
20.00-20.30 Гигиенические мероприятия, подготовка ко сну
20.30-7.00 Сон
Это идеальный распорядок. Если вы заметили, что ваш ребёнок стал сонливым и вялым, этот распорядок поможет ему сохранить силы и организовать свой день.
2. Обязательное время на отдых после школы!
Дайте малышу время отдохнуть после школы, поиграть, полежать, одним словом отвлечься. Это необходимо для ребёнка и его нервной системы. Важно снять нервное напряжение.
3. Хвалите маленького школьника, делая акцент на том, что у него хорошо получается.
Поверьте, ваше одобрение мотивирует ребёнка лучше, чем любая оценка в школьном журнале. Ребенок старается хорошо учиться, если вы в него верите. Если же он постоянно будет слышать упрёки, поучения и обвинения, то не пройдёт и месяца, как ребенок перестанет вообще что-либо делать, и школа станет для него мучительной каторгой, после которой он также получает понукания. Эта реакция на осуждение его действий закрепится и сохранится в характере, ребёнок станет неуверенным, а в некоторых случаях агрессивным!
4.Относитесь к ошибкам спокойно.
Ребёнок должен знать, что он учится, а ошибки просто показывают, что он ещё не умеет делать, но обязательно научится, и вы ему в этом поможете. Отсутствие страха перед возможной ошибкой формирует целеустремленность у растущей личности.
5. Разговаривайте с ребёнком о школе!
Обязательно говорите с малышом, спрашивайте, как прошёл его день, что было интересного. Создайте доверительный контакт, но не настаивайте на общении, дети не всегда могут рассказать обо всём, что их волнует. Главное - дать понять, что вам интересна его жизнь, он сам. Если ребёнок решил вам что-то рассказать, слушайте не оценивая. Если услышите, что он что-то потерял или что-то уронил, поддержите, успокойте его. Ребёнок ждёт от вас поддержки, а выговор может навсегда отбить у него желание вам что-либо рассказывать.
6. Оценивайте поступок, а не ребёнка.
Если всё же вы решили показать ребёнку, что он не прав. Никогда не давайте оценок лично ему (ты виноват, ты плохой, ты меня огорчил и т.п.), оценивайте поступок (я тебя люблю, ты у меня такой добрый/умный, но то, что ты сделал на тебя не похоже…).
7. Проработайте свои отношения в семье, любые семейные ссоры и трагедии непременно сказываются на ребёнке. Он может бояться, переживать и тревожиться за вас. Это не даст ему спокойно войти в школьную жизнь.
Вся эта работа, несомненно, поможет вашему ребенку не только адаптироваться к школе, но и попутно решит многие проблемы детского поведения.
В случае если все ваши старания терпят фиаско, возможно причина детских проблем глубже. Для того что бы разобраться в них, необходимо обратиться к психологу.
На консультацию можно записаться по телефону: 8-927-119-20-17.
Здоровье и счастье вашего ребёнка в ваших руках.
Желаем успехов в постижении науки воспитания гармоничной личности ребенка!!!
С уважением, Елена Иванова.