"УМНЫЕ ОТНОШЕНИЯ". Кто такой подросток?

         Если Вы читаете данную статью, значит, в Вашей семье появился подросток, и в Ваших отношениях возникло нечто незнакомое, неизведанное, пугающее, тревожное, противоречивое, сложное чувство, которое словно будильник по утрам напоминает о своем присутствии.

Ну что ж, добро пожаловать в переходный возраст! Этот период важно принять как стихийное бедствие, как  данность: Вам, как и всем родителям до Вас придется пройти через этот этап.

       Итак, для того, чтобы затронуть отношения с подростком, сначала важно разобраться, КТО такой ПОДРОСТОК. На своих тренингах я часто объясняю подросткам, что «подросток» - это уже не ребенок, но еще и не взрослый (хотя по этому поводу они бурно протестуют). Из психологического словаря: «Подростковый возраст — стадия онтогенетического развития между детством и взрослостью (от 11 до 14 лет – ранний подростковый, до 16–17 лет – старший подростковый возраст), которая характеризуется качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь».

          Основная причина проблем подросткового возраста – половое созревание, в основе которого лежат гормональные изменения, влекущие за собой сдвиги в телосложении, социальном поведении, интересах и самосознании.

                                 Для подростков характерны:

           Полярность психики. Стенли Холл назвал подростковый период периодом «бури и натиска», описал амбивалентность и парадоксальность характера подростка, выделив ряд основных противоречий, присущих этому возрасту. У подростков чрезмерная активность может привести к изнурению, безумная веселость сменяется унынием, уверенность в себе переходит в застенчивость и трусость, эгоизм чередуется с альтруизмом, высокие нравственные стремления сменяются низкими побуждениями, страсть к общению сменяется замкнутостью, тонкая чувствительность переходит в апатию, живая любознательность — в умственное равнодушие, страсть к чтению — в пренебрежение к нему, стремление к реформаторству — в любовь к рутине, увлечение наблюдениями — в бесконечные рассуждения. Преодолев этот кризис, человек приобретает чувство индивидуальности.

           Особенное отношение к своему внешнему  виду.

         Ведущей деятельностью в этом возрасте является коммуникативная. Общаясь, в первую очередь, со своими сверстниками, подросток получает необходимые знания о жизни. У него  появляются так называемые референтные группы (значимые, важные для них, чьи взгляды он принимает).

     Одно из новообразований подросткового возраста – чувство взрослости. У подростка появляется своя позиция. Он считает себя уже достаточно взрослым и относится к себе как к взрослому.

       У подростков появляется дифференцированное отношение к учебе: одни предметы им нравятся больше, другие меньше (чаще исходя из индивидуальных склонностей и талантов).  У старших подростков появляется процесс профессионального самоопределения.

           Таким образом, возникновение новых тенденций в развитии Вашего ребенка, а также  глубокие изменения в развитии психики - это естественный процесс, с ним ничего не поделаешь. Как говорил Анри Батай: «Во всяком возрасте свои гадости»…

       Учитывая все сказанное, родителям важно понимать, что чаще проблемы идут не от ребенка, а от непонимания подросткового этапа развития, от незнания того, что происходит с подростком, с его внутренней жизнью.  В связи с этим, необходима перестройка прежних отношений  внутри взаимодействия «родитель-подросток» на новые, «УМНЫЕ ОТНОШЕНИЯ», о которых мы поговорим в следующей статье.

 




Что интересного на портале?