
Если психолог в начале своей практики не начинает вести свою оформленную «базу» клиентов, то при лучшем раскладе своей последующей деятельности он, скорее всего, столкнется с необходимостью систематизировать учет своих клиентов.
Вести такой список можно на бумаге – к примеру, в ежедневнике, или создать для этого специальную папку, в которой можно каждому клиенту отвести отдельный файл/страницу. Но для тех, кто дружит с компьютером и другими гаджетами – практичнее может оказать электронный вариант.
Какие пункты можно прописать о клиенте, чтобы помнить, а с кем собственно вы работали – если вдруг клиент придет к вам с большим перерывом:
- ФИО (Возраст. Дата рождения – на усмотрение).
- Телефон и другие контакты
- Дата первого/последнего обращения (После первой встречи можно записать свои мысли , впечатления от проведенной консультации. Если же клиент долгое время не обращался, то укажите что изменилось у него за это время, что сейчас происходит).
- Первичный запрос
- Сумма гонорара
В зависимости от особенностей вашей работы с клиентом – можно зафиксировать генограмму, используемые упражнения, техники, тесты, домашнее задание.
Для себя так же отмечаю какие спец.предложения делаю клиенту на свои услуги и какими другими услугами он у меня пользовался кроме индивидуальной консультации, то есть участвовал ли в семинарах, тренингах и т.п.
Свою клиентскую базу веду в MS:Excel. Жалею, что не стала вести сразу такие списки еще в начале своей консалтинговой деятельности. Так что тем психологам, кто в начале пути своей практики настоятельно рекомендую обратить на это внимание.
Подробнее об источнике
Оригинал статьи