Всё чаще на практике встречаюсь с мнением о том, что приобретённый человеком лишний вес всегда связан с малоподвижным образом жизни и потреблением большого количества калорийной пищи. Данное объяснение описывает лишь следственную часть проблемы. Но что же можно сказать о первопричине ожирения? Какой психологический механизм лежит в основе нарушения пищевого поведения?
Я заговорила о психологическом контексте телесных проблем потому, что наша психика неразрывно взаимосвязана с нашим телом - и процессы нервной системы оказывают влияние на наше соматическое здоровье. Та энергия, возникающая в нас от каждодневного стресса и межличностых конфликтов, оказывает серьезное влияние на процессы, протекающие в нашем теле. Как показывает психоаналитическая практика, появление лишнего веса - один из ярких примеров, где задействована работа нашего бессознательного.
Существует два типа ожирения - первичное и вторичное. Только вдумайтесь, вторичным ожирением страдают всего (!) 2-3% от общего числа человек, поскольку эти люди имеют заболевания эндокринной системы (гормональные сбои) или заболевания, связанные с нарушением работы ЦНС.
Все остальные люди с лишним весом имеют первичное, или как его по-другому называют, алиментарное ожирение, где проблема заключается в нарушенном отношении с пищей. Что же послужило причиной нарушения выстраивания этих отношений?
Большую роль может играть семейный фактор и выстраивания взаимоотношений между членами семьи посредством принятия пищи. Приведу ряд примеров. Французский психоаналитик Франсуаза Дольто консультируя молодую маму и её младенца определила следующую особенность коммуникации матери и ребёнка. Младенец поглащал большое количество пищи, благодаря которой мог делать отрыжку, на что каждый раз мама реагировала и начинала разговаривать с ребёнком. Съедая большое количество пищи младенец хотел наладить
общение со своей матерью, которая очень редко с ним общалась, а после приёма пищи он получал желаемое. Когда же Дольто объяснила это своей пациентке, и та стала больше времени уделять общению с дочерью, переедание со стороны ребёнка прекратилось, поскольку
в нём просто отпала надобность.
Ещё в пример можно привести такие заболевания как анорексия или булимия. В большинстве случаев заболевания анорексии, у пациенток (чаще всего это именно девушки страдают этой болезнью) выявляются в процессе психоанализа нарушения отношений с матерью. В нашей, как и любой другой культуре, символ материнства тесно связан с пищей. У больных анорексией преобладает фантазия, что в процессе потребления пищи они инкорпорируют плохие части своей матери, которые могут разрушить их и нанести непоправимый вред. Именно поэтому происходит отказ от еды, дабы избежать попадания внутрь себя разрушающих частей внешнего мира. Отказ от еды может быть и по причине перекармливания в детские годы. Многие тревожные матери не ориентируются на чувство голода своих детей. И когда ребёнок отказывается от приёма пищи (из-за отсутствия чувства голода или предлагаемое блюдо попросту кажется не вкусным) он непременно сталкивается с паникой тревожной матери, у которой в голове пульсирует сигнал "Ребёнок не ест! Но его же нужно накормить, я же хорошая мать и забочусь о нём!" и мать насильно кормит ребёнка, а он в свою очередь от этого процесса не получает никакого удовольствия, а еда в представлении приобретает враждебный характер, воспринимается как что-то ужасное, с чем лучше не связываться. В последующем именно такой паттерн поведения в семье может стать причиной нарушения пищевого поведения.
Хочу заметить, что всё крайне индивидуально, и понять, какие именно фантазии преобладают на счёт еды у клиента и что значит для него приём пищи - можно более полно понять в процессе психоаналитической терапии.