Типы клиентов

У каждого психолога есть своя классификация клиентов. Кто-то создает свою, кто-то пользуется уже существующей. Я пользуюсь. Потому как пока что не встречала клиентов, которые не подходили под эту классификацию. О ней речь и пойдет.

Меня не особо впечатляет тот факт, что люди привыкли все группировать по категориям, присваивать признаки, а потом все подгонять под эти категории. Но уж так мы устроены - мозг "ленив", но ему надо каким-то образом быстро усваивать информацию, да еще и так, чтобы потом воспроизвести самостоятельно, а не с помощью гипнотерапевта.
Мы все классифицирует и группируем, так появляются стереотипы. У нас есть стереотипы про страны, про народности, про профессии, про мужчин, про женщин. Мы все обобщаем. Так проще.
А к чему это я все. К тому, что искренне считаю: пусть каждый обобщает как может, но психолог должен всеми силами стремиться к тому, чтобы разукрупнить, увидеть детали, понять особенности, отличия, индивидуальность. Да, люди очень похожи, запросы очень похожи, методы психотерапии тоже очень похожи. Но даже два похожих человека с одинаковым запросом решат свою проблему по-разному. Это факт. Мы, уважаемые коллеги, обязаны это видеть и понимать.

Так вот, после такой пламенной речи перейдем, собственно говоря к классификации. Каждый пусть её понимает по-своему. Я расскажу так, как меня учили.

Итак, данная классификация основана на типах запросов клиента.

Запрос - это желание изменить что-либо в своей жизни.

Каждый психолог на первой встрече выясняет не только сам запрос, но и намерения клиента, настроен ли он на эти изменения за которыми пришел. А любая терапия несет изменения.

И вот на основе таких запросов мы можем выделить следующие типы клиентов:

1. Клиент покупатель.
Это такой клиент, который настроен на покупку решения своей проблемы. Он настроен на результат. Хочет меняться и готов это сделать.
Практически сразу устанавливаются взаимоотношения сотрудничества с психотерапевтом. Это благодарный вариант общения.
Приходят сами, сами замотивированы. С удовольствием работают, принимают любую форму работы. Доверяют компетенции терапевта.
Решают, как правило, либо одну задачу, либо глобальную цель (если актуален кризис).

Из своей практики добавлю, что не каждый человек сразу покупатель, даже если он пришел сам. Но каждого можно привести в эту позицию восприятия терапии. Лично мое мнение, что данная позиция наиболее эффективна для терапии. В ней клиент отдает себе отчет в ответственности, которая лежит на нем, он действительно хочет себе помочь и я, как терапевт - лишь инструмент.
Очень люблю работать из этой позиции, потому как предпочитаю краткосрочную терапию.

2. Клиент плакальщик.
Запрос: "помогите".
Проблема сильнее его и он с ней не справляется. Но есть вера.
Готовность к решению еще не сформирована. Он в проблеме и эмоционально и рационально. Он не субъект, а пассивный объект (доктор, делайте со мной, что хотите, я на все согласен).
Часто такие клиенты становятся зависимы от терапевта, который помог им облегчить свое состояние.
Психолог выглядит для него кем-то могущественным, волшебным. Полное доверие. Очень мало осознания в ответственности за результат терапии.
Очень много говорят на сессии, чувствуют облегчение, если психолог просто выслушал.

От себя добавлю, что таких клиентов можно и нужно переводить в позицию покупателя. Почему? Да, конечно, несколько встречи Вы потратите на его жалобы, нытье и печаль. Но просто выговориться мало, нужна работа. А он не хочет отвечать за эту работу, он сделал Вас костылем. И тогда, как только терапия закончится (хоть через неделю, хоть через 10 лет), он не сможет жить сам, не сможет сам справляться. Ему нужен костыль.
А мы ведь не костыли, мы психологи. Мы не решаем за клиента, мы помогаем решить, даем ресурсы. А как только плакальщику даешь ресурсы, так он сразу становится "покупателем".
Люблю таких клиентов, они с благодарностью принимают помощь. Но очень Важно научить его ответственности.

3. Клиент посетитель.

Это человек, которого направили к Вам друзья, родственники, семья.

Запрос: "у меня нет проблем, но мне сказали прийти к Вам, я и пришел".

Изначально не берет на себя ответственность за изменения. Отсутствует интерес к терапии, он просто отсиживает отведенное время.
Реальный запрос, как правило, у того, кто его отправил к Вам, а не у пришедшего клиента.
Как правило родители отправляют так своих детей, жены мужей, мужья жен. Когда сами не справляются со своими родными и думают, что проблема в родных - им нужна помощь. Внушают это родным, отправляют к психологу. А те соглашаются, лиж бы не было претензий снова.

От себя добавлю. Конечно, если звонит такая мама и просит принять её сыночка, которому всего 36 лет! Мотивируйте маму прийти. Сыночка можно принять, конечно, но если Вы его не заинтересуете в терапии - он не станет Ваши клиентом.
Часто бывает, что такие мамы, пройдя к Вам решают свои проблемы и не вспоминают даже о том сыночке, с которого "все начиналось". А такие сыночки, понимая, что "на халяву" сейчас можно решить какие-то свои трудности, начинают активно участвовать в психотерапии, не упоминая маму. Ну может пару раз и вспомнят. И все счастливы.
И, так же, как всем известно, если сыночку не 36 а до 16, а звонит мама и жалуется, то работать точно с мамой. И с папой. И с бабушками и дедушками, если те активно участвуют в жизни чада.

4. Клиенты провокаторы.
У такого клиента очень хорошо сформирована, иногда не осознанно, готовность к соперничеству с психологом.
Он ведет игру "кто кого?".
Ведет себя вызывающе, не стесняясь критикует, спорит. Ставит под сомнение компетенцию терапевта.
Они не идут на раппорт и постоянно прерывают контакт.
Он всячески пытается быть хозяином ситуации, выиграть терапевта.
Они часто приходят с фразой: "я был уже у 10 психологов, они мне не помогли".
Они часто очень многое читали и о психологии и о практических методах, пытаются говорить терминами, как бы состязаясь с Вами зноаниями.

От себя добавлю, что очень, ну прям очень люблю таких клиентов! С ними всегда весело, есть энергетика! Работаю с ними всегда провокативной психотерапией, первые пару встреч. Потом они быстро становятся клиентами покупателями (если запрос был реально. Но мы же знаем, что у каждого есть что изменить).
Этому типу клиентов больше всех нужно внимание, понимание и поддержка. Все мы знаем, что скрывается за его остротами и хамством.
С такими клиентами лично у меня, получается самая красивая психотерапия, это случаи, которыми я горжусь.
Кстати, на таких ребятах, если они попались в группе тренинга, очень легко "выехать" и поднять энергетику группы. Самому ничего делать не надо, он сам все сделает за Вас, просто помните о любви, принятии и чувстве юмора. (Мини совет от молодого психолога).

Вот такую классификацию предлагаю Вам я. Кто-то может знаком с ней, кто-то может с чем-то не согласен или может добавить. С удовольствием прочитаю Ваши комментарии.

 

 


Что интересного на портале?