Тили-тили тесто

Ах, эта детская любовь!

    

       Наверное, не раз вам доводилось слышать искренние рассказы четырёх – пятилетних крох о том, что у них в группе в детском саду все «переженились». «Конечно, всё это несерьёзно, это у них игра такая», успокаивают себя родители. Но когда дочь придёт из детсада вся в слезах, а в ответ на вопрос, что произошло, плач навзрыд, - тут уж не до шуток. Оказывается, «жених» Илюша «ушёл к другой». Не торопитесь смеяться и отмахиваться: глупости! Слёзы-то настоящие. И страдания детские – вовсе не выдуманные…

       Первое представление о любви ребёнок обычно получает в раннем детстве, когда знакомится с народными сказками. Очень доступно и целомудренно волшебные сюжеты дают вполне реальные представления о самоотверженной любви Алёнушки и Иванушки, Русалочки и Принца, Оловянного солдатика и Балерины. Чувства героев всегда возвышенны и прекрасны. Мудрость сказки очень рано и тактично вводит ребёнка в мир двух полов – сила, смелость, мужественность с одной стороны; прекрасное, загадочное, волшебное – с другой. Ребёнок не сразу осознаёт свою принадлежность к определённому полу, но навыки поведения в тех или иных ситуациях у него закладываются.

       Дети очень эмоциональны. И общаются они на эмоциональном уровне, демонстрируя свои чувства поведением. Поэтому, наблюдая за ними, можно определить, как они относятся друг к другу. «Влюблённый» малыш более чувствителен, послушен, старается вести себя так, чтобы понравиться и вызвать ответные чувства. Но часто бывает, что «мужественность» мальчиков выражается нарочитой грубостью по отношению к девочке, в которую он влюблён. И чем сильнее его привязанность, тем больше он грубит или старается казаться равнодушным. Девочки же стремятся окружить своего «избранника» заботой и вниманием.  

       Ребёнок может влюбиться не только во внешний облик – худенькое беззащитное плечико, красивые глаза, бантик, но и в игрушки, «детское богатство» - куколки, машинки, картинки и даже в занятия: девочка, например, увлекается бальными танцами, мальчик занимается в спортивной секции.

       4 – 7 лет – «Замуж за Диму Билана».

       Пожалуй, это единственный период детской влюблённости, который родители переживают без особых тревог. «Любовное томление» посещает всех без исключения девочек детсадовского возраста. Да и мальчики не остаются в стороне. Маленькие мужчины влюбляются обычно в одногруппниц, одноклассниц (в начальных классах) и соседских девочек. А вот героем романа маленькой «Джульетты» может стать взрослый родственник или знакомый, актёр или певец.

       -Пап, а сколько лет дяде Володе?

       -Тридцать, - отвечает отец.

       -Вырасту – женюсь на нём!

       Наверное, вам знаком такой диалог. Маленькие влюблённые часто непредсказуемы в своём выборе. А возраст для них – вообще понятие отвлечённое. Ребёнка переполняет романтика. Чувства детей чисты и ранимы. Поэтому насмешка со стороны взрослых об увлечении не по возрасту может нанести настоящую душевную травму. Боязнь выглядеть смешным, ощущение неполноценности способны убить в маленьком человеке само желание любить.

       В ситуациях, когда ваша маленькая дочь «увлечена» взрослым кавалером, подыграйте ей. Предложите вместе испечь пирог к приходу гостя, нарисовать рисунок в подарок. И если дочка просит купить сто первый календарик с Димой Биланом, и семейный бюджет это позволяет - купите! Вы ведь знаете, что через месяц – другой от пылкой влюблённости не останется и следа, а опыт общения, уверенность в понимании родителями – останутся.

              10 – 13 лет. «Кто кого?»

       В этом возрасте детские влюблённости приобретают характер сериала: не успела остыть одна, как вспыхнула другая. На первом этапе средней школы девчонки и мальчишки делятся на два «враждующих» лагеря. На переменах и после уроков противостояние выливается в дёргание за косички, подставление подножек и «похищение» портфелей, подкидывание записок и снежные битвы на школьном дворе.

       Мамы и папы беспокоятся: что за хулиганские выходки? И забывают, что в своё время буйствовали не меньше. Ничего удивительного в таком поведении нет. Большинство дерзостей – глупостей совершаются детьми (как мальчиками, так и девочками) из желания привлечь внимание «властелина души». А сделать это грамотно, галантно и тонко ребёнок не умеет.

       Родители должны знать, что период «агрессивного ухаживания» - неизбежный и необходимый этап в развитии ребёнка. Наказывать за «плохое поведение» бесполезно. Но и игнорировать ситуацию не стоит. Видите, что у ребёнка сердце не на месте – попробуйте вызвать его на доверительный разговор. Выберите удачный момент и расскажите о своих проблемах в том же возрасте. А вот приставать к юному влюблённому, допытываясь, кто именно является предметом страсти, - нельзя. Захочет – сам расскажет.

       Хорошо, если родители объяснят сыну или дочке, как лучше вести себя с противоположным полом. Научите оказывать знаки внимания, подбирать гардероб. И проявите максимум такта и понимания, если чувство вашего ребёнка безответно. Вы и сами когда-то болезненно постигали житейскую премудрость: «На то она и первая любовь, чтобы за ней пришла другая». В такой ситуации главное – показать ребёнку, что вы его любите.

       Вообще, в разговорах с детьми нужно быть очень деликатными. Ведь от задушевности мы часто переходим к нотациям. Если десятилетняя дочь поделилась с вами, что соседский мальчишка, который ей нравится, во время игры случайно обнял её, не торопитесь прочесть лекцию на тему «Как нужно обращаться с мальчиками». Ведь, по сути, вы учите девочку скрывать свои чувства. К тому же дети со свойственной им прямотой воспринимают эти уроки гордости буквально, делая вывод, что все представители противоположного пола – враги.

       …Влюблённый третьеклассник подбегает к Юле на перемене и решительно целует её в щёку.

       - А мама мне говорила, - кричит Юля, - что когда к тебе пристают, надо делать вот так!

       И она с размаху одаривает влюблённого звонкой оплеухой… Невольные свидетели этой сцены смеются, показывают пальцем. И мальчишка усвоил: любить стыдно. Он становится агрессивен, потому что теперь не знает, как иначе привлечь её внимание.

       Известный педагог Януш Корчак не без горечи замечал: «Выбивая из головы ребёнка преждевременную любовь, не вбиваем ли мы тем самым преждевременный разврат?».

       Детская влюблённость – это бесценный опыт человеческих отношений. Не столько полов, сколько душ. Разговаривайте с детьми об их чувствах к другим людям. Но делайте это очень тактично, не выспрашивайте, а умело добивайтесь их искренности и доверия. Спрашивайте: а что тебе в нём (или в ней) нравится? Что ты больше всего ценишь в нём? Как бы он поступил в такой ситуации? Ты можешь ему помочь? Почему он поступил именно так? Такие вопросы необходимы ребёнку. Чем конкретнее будет чувство, тем лучше и правильнее будет проходить эмоциональное развитие малыша.

 

       Итак, ваш малыш всё время рассказывает об Анечке, Машеньке, Катеньке… Не подшучивайте над первыми чувствами малыша. Не нужно критиковать. Но и открыто поощрять тоже не стоит. Самое оптимальное решение в такой ситуации – найти «золотую» середину. Предоставьте ребёнку право самому выбирать и быть хозяином своих поступков.

       Если малыш постоянно копирует своего избранника во всех проявлениях, скажите ему об этом. Объясните, что во всех ситуациях нужно оставаться самим собой. Не нужно из увлечения ребёнка делать грандиозного события. Пусть это будет просто этап в его жизни. Главное помнить, что от того, как вы поведёте себя в данной ситуации, зависит судьба взаимоотношений вашего ребёнка с противоположным полом в дальнейшем.

 

С уважением к Вам Куликова Марина Петровна.


Что интересного на портале?