Терапевтический эффект проектной деятельности

Проектная деятельность сегодня декларируется как один из ведущих методов обучения современного школьника в системно-деятельностном подходе.

Проектная деятельность в школе существует в рабочем режиме уже шесть лет, до этого еще было три года пилотного проекта внедрения этой деятельности в учебный процесс и регламенты ФГОС [1].

Создание учебного проекта – это способ организации самостоятельной деятельности школьников, направленный на решение задачи учебного проекта, что позволяет одновременно опираться на различные подходы в обучении: проблемный, поисковый, исследовательский и пр.

Таким образом, проектная деятельность представляет собой органичный синтез подходов к обучению.

У проектной деятельности есть еще один важный эффект, значимая составляющая. Речь идет о психотерапевтическом эффекте, который ребенок может получить в ходе выполнения своей работы. Следует отметить, что такой эффект может быть получен при выполнении проекта любого типа: практикоориентированного, игрового, информационного, творческого или исследовательского. Но для нас наибольший интерес представляют именно исследовательские проекты. Именно такие работы представляют собой бескорыстный поиск истины, какой бы она ни была [4:8]. Поэтому, когда юный исследователь ставит перед собой задачу, решение которой способствует его лучшему пониманию себя, он в любом случае работает на снижение собственной тревожности и тревожности своего ближайшего окружения, модифицируя собственные модели поведения в соответствии полученными в ходе выполнения проекта знаниями, повышает уровень своей адаптивности.

Планировать обозначенный терапевтический эффект психолог образовательного учреждения может при подборе исследовательских задач для своих учеников. Поэтому школьному психологу, как никому другому важно иметь максимально детальное представление о том, как устроен проект, какие механизмы задействует его запуск, как благодаря системно-деятельностному подходу ребенок может активировать собственные ресурсы и направить их на собственное исцеление.

Приведенные далее примеры взяты из работы по психолого-педагогическому сопровождению специализированных классов, которое имеет свою специфику [2].

Учащийся десятого специализированного класса, по мнению родителей и классного руководителя, утратил интерес к обучению, снизилась учебная мотивация, и как следствие, успеваемость. Родители видят причину происходящего в чрезмерном увлечении компьютерной игрой. Первоначально, это увлечение родителями поощрялось, так как в нем виделась основа для установления отношений с одноклассниками – подросток был новичком в классе. Родители полагали, что такая основа лучше, чем ничего.



Классный руководитель рекомендовал молодому человеку обратиться к школьному психологу, молодой человек кивнул, но рекомендациям не последовал. Когда классному руководителю в очередной раз позвонили расстроенные родители: «кажется, мы теряем сына – было решено собрать консилиум и обсудить происходящее.

Молодой человек, классный руководитель, психолог и родители встретились и поговорили о желаниях и возможностях, об интересах и потребностях, об идеальном развитии ситуации, каким оно могло бы быть. Договорились рассмотреть то, что представляет собой проблему более детально. Для создания такого оптимального пространства анализа проблемы хорошо подходит формат исследовательского проекта. Учитывая желание молодого человека хорошо зарабатывать, а не просить деньги на игру у родителей, показалось полезным и продуктивным анализировать не только психологические аспекты игры, все в большей и большей степени захватывающей молодого человека, но и экономические.

На первом этапе возникла необходимость изучить финансовые и психологические механизмы получения прибыли в условно бесплатных онлайн-играх. Основным объектом изучения стала игра, которой увлекся молодой человек World of Tanks.

К анализу финансовых и экономических механизмов привлечены эксперты соответствующих областей (преподаватель экономики и мама подростка, имеющая соответствующее образование).

Сосредоточение на психологических механизмах побудило нас ступить на почву социальной психологии. Вполне адекватно объясняет внесение денег в сетевые «бесплатные» игры феномен «нога-в-дверях», прекрасно описанный у Р. Чалдини в его книге «Психология влияния» [5].

Сначала молодой человек сопротивлялся  работе, но по мере углубления в нее, увлекался все больше и больше. По мере обнаружения все новых и новых манипулятивных приемов побуждения к оплате, ослабевала потребность в игровой деятельности. Процесс анкетирования одноклассников позитивно сказался на формировании взаимоотношений с ними. В пространстве специализированного класса каждый социализированный ребенок имеет свою нишу компетентности. Исследователь, направивший силы на изучение собственной формирующейся игровой зависимости, обрел свою нишу. Завязались отношения с одноклассниками, ведущими исследовательскую деятельность по обществознанию и психологии, и готовящимися к олимпиадам по экономике и информатике. Выполненный исследовательский проект на стыке психологии и экономики позволил поднять самооценку юного ученого и сделать его интересным для одноклассников, стал толчком для социального развития подростка.

Другой пример также из исследовательской деятельности специализированных классов, где учиться бывает непросто. Иногда в процессе обучения и сравнения себя с одноклассниками страдает самооценка учащегося. Именно такое предположение о том, что в низкой самооценке кроется причина выпадения из наукоемких мероприятий класса, несовпадения мнения по мировоззренческим вопросам, возникло у Елены (имя изменено), ученицы десятого математического специализированного класса.

Однако проект, направленный на изучение самооценки буксовал, зависал, очень медленно продвигался. В какой-то момент возникло ощущение, что Елене не близка исследовательская деятельность в принципе. После представления работы на конференции Елена не присутствовала на исследовательских занятиях несколько месяцев.



В мае десятого класса Елена снова появилась, вдохновленная и полная энтузиазма. Она нашла новую актуальную тему для исследования. У нее возникла гипотеза, что замедляет ее работу не низкая самооценка, а прокрастинация – патологическое откладывание на потом. Это предположение было взято за отправную точку для нового исследования: составлен список литературы для чтения на лето и намечен ход работы.

Изучение тематической литературы показало, что существует несколько ведущих причин прокрастинации.

  1. Перфекционизм. Человек не начинает выполнять дело до тех пор, пока не получит уверенности в том, что сможет его выполнить наилучшим образом. А до тех пор продолжает его откладывать, даже тогда, когда дальнейшее откладывание становится критичным.
  1. Большой объем стоящих перед человеком задач. Здесь ключевой вопрос заключается в неумении расставлять приоритеты: каждая из задач представляется важной и значимой, каждая должна быть решена. Классическим примером иллюстрации прокрастинции по указанной причине может служить притча о «Буридановом осле».
  2. Человек делит все предстоящие ему дела на нужные и важные и ритуально-необязательные. Последние регулярно откладывает, а не отменяет. Переживает, когда отложенных вроде бы необязательных дел накапливается избыток, устранить который невозможно за короткий период времени.
  3. Четко структурированное расписание человек рассматривает как неподходящее для себя, поэтому ему не удается распределять силы на дистанции и ряд задач приходится решать в последний момент при дефиците сил и времени.
  4. Все дела делятся на две группы: интересные и неинтересные. Интересные дела выполняются своевременно, неинтересные откладываются настолько, насколько это возможно, а затем решаются в форсированном режиме [3].

Анкетирование респондентов - учащихся десятых классов предварялось ознакомлением с информационным блоком. Основу информационного блока составили определение прокрастинации и описание ее причин, для иллюстрации явления был подобран ролик из программы Е. Тимоновой «Все, как у зверей» — «Прокрастинация: привет от внутреннего хомячка».

Из описания ведущих мотивов прокрастинации респондентам, отмечающим у себя наличие этого феномена, предлагалось выбрать наиболее подходящий для себя или описать свой, если подходящих в списке не окажется. Ведущим мотивом прокрастинации, выявленным таким образом оказался мотив № 2, указывающий на большое количество задач, стоящее перед респондентами задач. Что отражает устойчивое обывательское мнение о перегруженности современных школьников большим количеством информации.

В ходе проведения исследования и по мере осознавания собственных мотивов прокрастинации, Елене удалось мотивировать себя на регулярные школьные и дополнительные занятия, что привело к росту успеваемости в целом, успешным результатам ЕГЭ и поступлению в желаемый вуз на бюджетную форму обучения.

Таким образом, работа над психологическим исследовательским проектом – это не просто поиск нишу успешности, это процесс, имеющий собственно терапевтическую составляющую. Подросток получает возможность взглянуть на то, что считает собственной проблемой, изучить это, будучи защищенным своей позицией исследователя, проявлением своего любопытства и познавательного интереса. Выводы и результаты, полученные в ходе такой работы, исследователь может обратить на собственные нужды, например, трансформировав собственные поведенческие модели, увеличив их эффективность. Кроме того, понимание сути затрагивающих подростка проблем, само по себе терапевтично, поскольку находится в мейнстриме решения возрастных задач идентификации – поиска ответов на вопросы: кто я? Какой Я?

Проведение исследовательских работ такого рода, со всей очевидностью, способствует решению широкого круга задач и обладает заметным терапевтическим эффектом.

 

Библиография

  1. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения/ Педагогика М.: 2009 - №4. - С18-22.
  2. Бердникова А.Г. Психолого-педагогическое сопровождение как составляющая образовательного процесса// Сибирский педагогический журнал. 2013. – № 5. – с. 224 – 229.
  3. Бердникова А.Г., Кузенкова В.М. Осознание мотивов прокрастинации как фактор ее преодоления [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.oppl.ru/2016-vyipusk-1/doklad-kuzenkovoy-vm.html (дата обращения 21.07.2017)
  4. Савенков А.И. Методические рекомендации по подготовке к Всероссийскому конкурсу исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я - Исследователь». – М.: Национальный книжный центр, 2016. – 48 с.
  5. Чалдини Р. Психология влияния. – СПб: «Питер». – 2012. – 304 с.
Бердникова Анна