Теоретическое обоснование применения Юнгианской песочной терапии. Часть IV.

Стадии песочной терапии.

Процесс песочной терапии включает в себя создание целой последовательности образов. Создание песочных композиций способствует переходу клиента на следующие стадии процесса индивидуации. При создании своего варианта песочной терапии Кальфф интегрировала собственные представления о процессе психического развития ребенка с с юнгианскими представлениями о процессе индивидуации, изложенными в работах Эриха Нойманна (Neumann, 1954; 1988) [цит. по Штейнхардт Л, 2001, с. 162]. Кальфф смогла передать свои взгляды другим юнгианским аналитикам. Среди них была, в частности, Вейнриб, предложившая четкую схему описания различных стадий процесса песочной терапии. Эта схема представляет собой большую ценность, поскольку помогает понять взаимосвязь и значение песочных композиций, создаваемых на разных этапах психотерапевтического сеанса.

1. Манифестация или первоначальные реалистические сцены, указывающие на проблемы клиента и возможные подходы к их разрешению.

2. Погружение в личное бессознательное (тень) и более четкое проявление проблем и подходов к разрешению.

3. Частичное разрешение основного комплекса (главной проблемы).

Первые три стадии характеризуются преодолением влияния коллективных ценностей, а также страха проявления личной инициативы и ответственности. Часто с этой проблемой тесно связана недостаточная реализация клиентом мужских и женских качеств, а также активное проявление в психике теневых свойств личности.

Исцеляющий потенциал психики на этих стадиях может проявляться в появлении уроборических элементов в песочнице.

Для психотерапевта, на этих стадиях, важно установить доверительные отношения с клиентом, сформировав таким образом, «теменос», в котором станет возможным исследование чувств клиента. Значимым моментом для психотерапии тут может стать отреагирование чувств с помощью ритуалов, проводимых в песочнице.

Простое созерцание картины в песочнице (даже в случае, если она не является ресурсной) способствует частичному разрешению внутреннего конфликта, связанного с последствиями коллективного воспитания.

Завершающие композиции первых трех фаз работы выглядят весьма хрупкими. Клиент нерешительно использует центр подноса, предпочитая располагать предметы по углам.

4. Проявление противоположных качеств, психики, центрирование и проявление Самости.


5. Появление нового «Я» и обострение конфликта между мужскими и женскими аспектами личности.


6. Проявление Анимы/Анимуса.

На этих фазах работы необходимо обращать внимание клиента на имеющийся у него внутренние ресурсы. Интересно, что язык невербальной коммуникации в песочной терапии является более аутентичным и искренним, чем всякое вербальное выражение чувств. Также важно показать клиенту, что он способен достичь целостности и баланса, которых не было ранее из-за подавления индивидуального начала в условиях коллективного воспитания. В то же время, этого может быть недостаточно для преодоления внутренней самокритичности. В таком случае, клиенту необходимо помочь пробудить в себе базисный инстинкт жизни. Только тогда клиент начнет искать возможность для проявления собственной индивидуальности. О запуске процесса психической дифференциации свидетельствует появление в различных квадрантах песочной композиции символов уравновешивания негативных чувств, с одной стороны и поддержки, с другой.

При завершении композиций на этих фазах работы продолжается взаимодействие мужского и женского начал, и активизация усилий, направленных на дифференциацию мужских и женских аспектов личности (Штейнхардт Л., 2001).

7. Проявление других архетипических фигур и изменение позиций «Я» по отношению к надличностному опыту.

8. Соединение матриархальных и патриархальных элементов психики.

На этих фазах работы «Я» клиента постепенно укрепляется. Он чувствует себя все более уверенно, становится более откровенным, рассказывая о своих переживаниях. В процессе психотерапии клиент пытается исследовать новые формы опыта. Ему предстоит осознать себя в новой роли и пережить новые чувства. В композиции появляются более устойчивые символы взаимодействия мужского и женских начал, являющиеся необходимым условием для изобилия и плодородия. «Я» начинает подчиняться трансперсональным энергиям (Штейнхардт Л., 2001).

Отношения мужского и женского проявляются в новом качестве. Тень-негатив клиента теперь выглядит как естественная потребность.

Создание клиентом песочных композиций способствует самопознанию и проявлению внутренних ресурсов исцеления. Заключительная работа, как правило, иллюстрирует прохождение стадий, связанных с преодолением негативных коллективных влияний и с активизацией положительных мужских и женских качеств психики, что является обязательным условием полноценной жизни.

Осинцева Т.Ф. (Осинцева Т.Ф., 2014) предлагает иной перечень стадий психотерапевтической работы в песочнице, сокращая количество стадий в 2 раза:

1. Хаос

Данная стадия может длиться от одного занятия до одного года. Все предметы-символы буквально сваливаются в кучу, иногда прямо в контейнерах для их хранения. Полностью отсутствует какой-либо сюжет, рассказы клиента о композиции носят описательный характер. Отсутствует группировка символов. На этой фазе работе дезорганизованные и внутренне опустошенные клиенты (психотический уровень) и аутисты могут начать выстраивать композицию прямо на полу.

2. Борьба

На этой фазе происходит выделение клиентом противоборствующих «лагерей», появляется военная символика. Обязательно в композиции одни герои нападают на других, начинается война. Клиент закапывает и пачкает фигурки. В случае если клиент борется с контейнером (песочница и кабинет психотерапевта), особенно дети, он начнет рушить кабинет, кидать фигурки. Если клиент борется с матерью (психологом), то на данной стадии он будет пропускать сессии.

Появляются «пострадавшие» от войны и сражений. В начале терапии обязательно проявится ритуал похорон.

Об окончании этой фазы свидетельствуют следующие характеристики композиций клиента:

  • Война становится спортивными соревнованиями (даже если солдаты сохраняются в песочнице, то теперь они заняты соревнованиями), а все сражения становятся учебными.
  • Все военные объекты захораниваются.
  • Агрессивные существа становятся мирными (вместо фигурок драконов используются фигурки динозавров или мультипликационные изображения) и тд.

3. Строительство

На данной стадии идет строительство Эго-структуры личности. Клиент начинает строить дома и жилища (появляются здания, созданные именно самим человеком). Это свидетельствует о попытках структурировать и упорядочить самого клиента и его жизнь. Для этого необходимо иметь среди фигурок различные строительные материалы (конструкторы в нескольких вариантах).

В песочнице появляются ключи (чтобы контролировать нечто или открывать и закрывать что-либо), клиент выглаживает песок, утрамбовывает, начинает убираться в песочнице или кабинете, выбрасывает мусор. В углах реальных родителей (левый верхний – реальный отец, нижний правый – реальная мать) появляется жидкость (вода, молоко, сок). Это говорит о разрешении проблемы, заявленной в начале сессий.

4. Гармония

В песочных композициях появляется все необходимое для жизни – животные становятся мирными (домашними), появляется пища, вода, сокровища. Появляется четвертичность, симметрия по углам. Привносится некоторая абстрактность (песочница становится космосом, подводным миром).

 

Работа с песочницей помогает клиенту преодолеть склонность к рационализации и критическому мышлению. Игра в песке означает возвращение в детство. При этом клиент отчетливо ощущает присутствие психотерапевта рядом. Возможность изменений в ходе игры помогает клиенту находить новые способы решения проблем, даже благодаря простому поворачиванию предметов.


Что интересного на портале?