Перечень обязательных категорий объектов для песочной терапии и их символическое значение.
Коллекция фигурок для песочной терапии представляет разные стороны существования человека в их целостности – реальный и вымышленный мир людей, объекты живой и неживой природы, телесной и духовной жизни человека (Зелинский С., Трошихина Е., 2013).
Л. Штейнхард (2001) выделяет следующие обязательные категории фигурок, которые должны присутствовать в коллекции песочного терапевта:
- Люди (разного пола и возраста; несколько вариантов различных членов семьи (младенцы, дети, матери, отцы, дедушки, бабушки); представители различных профессий и видов спорта; представители первобытных и племенных структур (по возможности семьями); фантастические персонажи легенд и сказок (ведьмы, колдуны, боги и богини, ангелы)).
По мнению Н.А. Сакович (Сакович, 2008) фигурки этой категории используются как символы реальных индивидуумов, присутствующих в жизни клиента, или как символы значимых лиц, имеющих на него влияние. Фигурки людей также символизируют аспекты индивидуальности клиента.
Хорошо, если в коллекции будут представлены безликие, аморфные и гермафродитные (бисексуальные) фигуры. Великолепно, если фигуры будут представлять весь диапазон человеческих эмоций: кричащие, хмурящиеся, улыбающиеся, смеющиеся и т.п.
В эту же категорию Сакович включает и символы власти (корона, держава и т.д.), фигуры людей из различных исторических периодов (глубокая древность, средневековье), героев современных кино- и мультипликационных фильмов (такие герои как Спайдермен, Бэтмен, Гарри Поттер могут быть символами внутриличностного конфликта (внутреннее сражение Добра и Зла)).
Что интересно, Сакович говорит о том, что взрослые клиенты часто используют копии известных скульптур или статуй (статуя Свободы, Венера Милосская).
Важной частью коллекции автор считает также фигурки сломанных людей, для клиентов, чувствующих себя «сломанными» или поврежденными.
- Наземные животные (дикие животные (млекопитающие грызуны, земноводные, пресмыкающиеся, черви, обитатели джунглей, равнин, пустынь, горных животных, в т.ч. домашние животные различных видов); доисторические животные – динозавры, животные из мультфильмов).
- Летающие животные (птицы (обитающие на воде и на суше; дикие и домашние птицы; птицы – персонажи мультфильмов, доисторические птицы (птеродактиль, археоптерикс)), а также насекомые (муравьи, мухи, москиты, жуки, кузнечики, пауки, бабочки)).
- Водные обитатели (всевозможные виды рыб, включая обитающих в тропических широтах, - акулы, рыба-меч, дельфины, киты, моржи, морские котики, осьминоги, крабы, моллюски, морские коньки).
Н.А. Сакович интерпретирует символы живых существ как символ интуитивной жизни и инстинктов, а также различные аспекты характера человека.
По фактуре фигурке должны варьироваться от мягких и пушистых до твердых и гладких. Также важны позы животных – хорошо, если они будут представлены в агрессивных и мирных вариантах.
Особо важно наличие фигурок насекомых, вызывающих отвращение, которые любят использовать подростки в своих картинах. Возможно, это связано с экзистенциальными переживаниями и обращением к своим теневым аспектам.
При помощи сетей, капканов и силков клиент может показать ситуацию охоты и загнанности.
- Жилища и дома с мебелью (характерные для разных народов разнообразные дома, - от маленьких и скромных до больших и богато украшенных, а также пещеры, палатки и шатры, здания больниц и тюрьмы; мебель для кухонь, спален, ванных, гостиных, а также садовая и больничная мебель).
- Объекты среды обитания человека (заборы, дорожные знаки и оборудование; мосты, ворота, порталы и т.д.).
Объединяя эти две категории, Сакович Н.А. (Сакович, 2008) говорит, что для клиентов здания часто имеют большое значение. Например, дом может быть символом защиты, убежища или уединения. В расширенном масштабе дом может быть символом Самости.
Важно иметь поврежденные или разрушенные дома и здания. Это может быть символом пережитых бедствий или чувств саморазрушения. Заборы (в большом количестве) являются символами защиты, отгороженности, изоляции.
- Домашняя утварь и продукты (горшки, сковородки, тарелки, чашки, блюдца, ножи, вилки, ложки, а также различные продукты в достаточном количестве).
Объекты, связанные с питанием, символизируют ресурс, любовь и подпитку. В некоторых источниках рекомендуется иметь настоящие конфеты или леденцы на палочках и в процессе работы над созданием мира в подносе позволять клиенту съесть их. «Ощущение реального вкуса может усилить терапевтический эффект» [цит. по Сакович, 2008, с. 37].
Осинцева Т.Ф. (Осинцева, 2014) упоминает, что в данной категории обязательно должен присутствовать унитаз, желательно в нескольких вариантах (в т.ч. и золотой унитаз), для возможности отреагирования гнева
- Деревья и другие растения (разные виды деревьев, по возможности как можно более достоверно передающие их детали, цветы и т.д.).
Символ цикличности жизни, силы жизни, смерти и восстановления. Сезоны (времена года) напоминают об изменяющихся качествах физического мира. Объекты должны отразить все аспекты цикла жизни растения от семени до умирания.
- Объекты небесного пространства (солнце, луна, звезды, радуга, облака, молния).
- Транспортные средства (различные виды наземного транспорта (велосипеды, автомобили, грузовики, танки); водного (лодки, парусные суда, корабли); воздушного (самолеты, ракеты, парашюты)).
Согласно Н.А. Сакович транспорт может являться метафорой психофизиологического состояния клиента. Транспортные средства могут символизировать движение и изменение. Они могут означать контроль (самоуправление), свободу, спасение и власть в жизни клиента.
В данной категории также важно иметь фигурки поврежденного транспорта.
- Объекты особого рода (маски, орудия труда, вулканы, весы правосудия, маятник, вазы, часы, музыкальные инструменты, пирамиды, яйца, костер, памятники и надгробия, саркофаги, религиозные объекты, зеркала, ларцы, коробки и бутылки, оружие).
- Аксессуары (ткани, фотографии, шерсть, нити, пуговицы, цепочки, гвозди, шурупы, ювелирные изделия, монеты, портфели).
- Естественные природные объекты (кристаллы и минералы, камни, кости, окаменелости, куски металла и дерева, сухие растения, желуди, семена, ракушки, перья, отполированные водой куски стекла, птичьи гнезда).
Кристаллы символизируют исцеляющее воздействие психотерапии, которое становится возможным вследствие глубокой внутренней работы, когда в психике протекают процессы кристаллизации и взорам клиента и психотерапевта затем предстают их результаты. Кристаллы символизируют чистоту, взаимопонимание и духовный опыт (Купер Дж., 1995).
Минералы символизируют скрытые ценности. Их разрезание и обработка ассоциируется с открытием заключенной в предмете красоты и богатый потенциал природного начала.
Во многих культурах камни символизируют кости Матери-Земли, прочность, бессмертие и вечность. Камни используются при строительстве и сооружении фундаментов. Вертикально стоящие камни являются фаллическими символами. Кроме того, камень может выступать в качестве обозначения центра мира, пуповины, соединяющей землю с небом (Купер Дж., 1995).
Кости символизируют вечность жизни и возможность воскресения. Одновременно они напоминают о смерти и краткости земного существования. В набор используемых в песочной терапии предметов входят настоящие кости, зубы и черепа мелких животных, а также пластиковые кости и миниатюрные скелеты динозавров и людей (Купер Дж., 1995). В отдельной емкости можно расположить собрание небольших обработанных минералов, относящихся к знакам зодиака. Многие клиенты находят в таких минералах ресурс, защиту и поддержку (Сакович, 2008).
Драгоценные камни могут символизировать стабильность, постоянство, основательность и защиту. Для некоторых клиентов ограненные подобно драгоценному камню минералы символизируют защиту. В процессе постоянной работы над собой человек, по аналогии с не имеющим формы грубым камнем, может превратиться в сокровище, драгоценный камень (Сакович, 2008).
Во многих культурах металл рассматривается как эмбрион, зарождающийся в земном чреве. Разные металлы ассоциируются с разными планетами и богами. «Золото ассоциируется с Солнцем, а серебро — с Луной; свинец — с Сатурном, железо — с Марсом, медь и бронза — с Венерой, ртуть — с Меркурием» [цит. по Дж. Купер, 1995, с. 203].
Во многих культурах дерево рассматривается как prima materia, из которой было создано все. Обработка дерева с использованием различных инструментов символизирует упорядочение хаоса [цит. по Дж. Купер, 1995, с. 70]. Дерево ассоциируется с колыбелью, гробом или ложем новобрачных (Купер Дж., 1995). Семена деревьев символизируют рост, развитие, энергию жизни и процесс формирования личности.
Несколько раскрывая символическое значение других объектов песочной терапии, Н.А. Сакович (2008) вводит категорию «разное», в которую относит те предметы, которые трудно отнести к какой-либо категории:
Освещающие объекты (свечи, подсвечники, фонарики, маленькие масляные лампы). Свет символизирует проявления божественного, способного рассеять зло и силы тьмы. Свет передает правду, славу, блеск и радость.
Ароматические объекты (старые флаконы о остатками духов, набор ароматических масел, ароматическая лампа, веточки душистых трав и сухие лепестки цветов, лаванды, мяты. Запах, так же как и визуальный образ или звук, является важным компонентом для полноты описания жизненных ситуаций клиента).
Символы зависимостей и привычек – сигареты и пустые сигаретные пачки, маленькие пустые бутылки из-под алкогольных напитков, шприцы и иглы, пластиковые имитации пилюль и таблеток. Зависимости и привычки – часто центральные элементы в подносе клиента. Клиенты имеют право ввести в песочную картину любые специфические предметы, отражающие их актуальное состояние.
Символы коммуникации – маленькие книги, блокноты, ручки, карандаши, телефоны, телевизоры, фото- и видеокамеры, компьютеры и др. Данные символы могут стать носителями информации, которую клиент будет постепенно раскрывать.
Различные емкости и контейнеры обеспечат специальное место для хранения тайн и сокровищ либо ограничат что-либо, помещенное в них.
Продолжение следует...