Тайна нейминга

Нет, это не фамилия…

 

Подойдите ближе, и я расскажу вам тайну. Раскройте чуткие уши и внимайте, ибо отныне мир окажется в вашей власти. Вы обретете способность летать, проходить сквозь стены и управлять мыслями людей…

 

Но если бы вы знали, чем за это придется заплатить…

 

ЧТО ЭТО

 

Нейминг – искусство давать имена. Наука о том, как создавать названия. Технология, соединившая вместе творческую интуицию, законы фоносемантики, филологии и суггестивной лингвистики… и еще, немного магии.

 

Происходит от нерусского слова нейм.

 

ИМЯ ЗВЕРЯ

 

Что это за зверь и зачем он вам…

 

Допустим, вы пишете тексты… и вам надо, чтобы их кто-то читал. Или что-то производите, или чем-то торгуете... и вам явно не помешают клиенты. Возможно, вам будет любопытно понять, как человек делает выбор.

 

Откуда он узнает, что ему надо открыть вашу статью, взять вашу книгу… Снять с полки именно эту упаковку, зайти в этот магазин, заказать в баре это блюдо и запить его вон тем ярко-синим коктейлем…

 

Что этот человек делает в первую очередь…?

 

Он узнает имя зверя.

То есть, читает название интересующего его продукта.

Или оно его цепляет, или нет.

 

Дальше человек сам себя убедит, чем этот товар хорош или плох.

Придумав для того самые разумные причины.

Ведь он разумный человек…

 

Вот и все.

 

СТАРЫЙ СЕКРЕТ

 

Как вы лодку назовете, так она и поплывет.

 

Главный секрет этой магии был открыт на заре эры массовых коммуникаций. Точнее, в начале 19 века, с бурным развитием мира газет и журналов. Люди выбирают заглавия. Все остальное приложится.

 

Методом проб и ошибок редакторы установили, что народ предпочитает заголовки короткие, образные и броские, обещающие увлекательную новость, приключение и неожиданный взгляд на привычные вещи.

 

Заглавия же длинные, подобные развернутой аннотации к тексту, читатели совершенно игнорировали. Зачем им читать статью, если уже заранее известно о чем она… и никакой интриги там не найти.

 

Совершенно естественное поведение.

 

Человек хочет быть заинтригован.

Он хочет, чтоб его развлекали, удивляли и немного дразнили.

Зачем ему нудная лекция.

 

То есть, заглавие «Ограбление памяти» привлечет массу читателей, ибо совмещает несовместимое и обещает рассказ о секретах мозга, байку о тайнах прошлого, или детективное приключение...

 

Народ заинтригован и хочет знать что дальше.

 

А вот заглавие «Как с помощью системы из 12 упражнений увеличить объем собственной памяти и для чего это нужно…» не привлечет никого, за вычетом дюжины энтузиастов, искренне преданных теме.

 

Хотя речь в обеих статьях пойдет об одном и том же.

Даже стиль у них скорей всего один.

А впечатление разное.

 

Главное, не разочаруйте его потом, и он ваш навсегда.

 

Точно так же человек выбирает бар, магазин, отель… и даже надежный банк.

Конечно, есть еще рекомендации друзей, но при прочих равных…

Но как друзья узнают, что вам рекомендовать…?

 

Вот и секрет.

 

ТАЙНЫ ЛЮБВИ

 

Впрочем, секрет тут конечно еще не весь.

 

Человек не просто хочет быть заинтригован и клюет на парадоксальные, метафоричные и образно-краткие названия. Он хочет, чтоб ему сделали красиво и нежно. Заголовок должен быть подобен поцелую… и даже больше.

 

То есть, он должен его трахнуть.

Прямо здесь, дерзко, вызывающее и непреклонно…

И в то же время галантно.

 

Тогда это любовь.

 

Главное не путать любовь с изнасилованием.

 

Любовь относится к инструментарию серьезной журналистики и редактуры. Насилие из арсенала желтой прессы и партийной пропаганды. И заголовок следует выбрать, сообразуясь с пристрастиями читателя.

 

Еще слова и звуки в нем надо подобрать, чтобы сочетание не резало ухо, не рвало мозг и не кошмарило глаз. Это относится и к соотношению длины слов. Здесь нужна гармония, пропорция и особый ритм.

 

Есть еще масса тонкостей, известных профессионалам. Недавно созданы компьютерные программы, способные их заменить. Они проверяют заголовки на соответствие массе невидимых параметров.

 

Но человек все равно лучше.

 

Наш мозг пока бесконечно сложнее любого компьютера… а есть еще периферия и внешний интерфейс. И все это в сущности прекрасно работает… если правильным образом это использовать и настроить.

 

Естественно, не обученный должным образом мозг совершает вполне предсказуемые системные ошибки… за которые его хозяин потом платит. И объясняет это превратностями судьбы. Хотя секрет прост.

 

Так что, как бы мы ни моделировали человеческий мозг и принцип работы человеческого уха, все это жалкое подобие левой руки. Поэтому не валяйте дурака и обратитесь к настоящим специалистам.

 

Или станьте профессионалом сами.

Раз уж вы собрались лично давать вещам имена, словно бог.

В сущности это довольно просто.

 

Как заваривать чай.

 

МЕТОД МАГИИ

 

Давайте посмотрим, как это работает.

 

Скажем, заголовок «Крадущийся краб» очевидно будет отвергнут… несмотря на явно проглядывающую интригу. А «Робкая поступь моря» в точности про то же - устроит и редактора и читателей.

 

Если это статья. А если бар – все наоборот.

 

Почему…? Первое название режет ухо, хотя легко западает в память… из-за ряда фоносемантических параметров, то есть сочетания звуков, в данном случае режущих, грозящих и скребущих.

 

В бар вы идете по одним причинам, статью читаете по другим.

И эмоции от них хотите получить разные.

Главное не перепутать.

 

Поэтому оставьте «крадущегося краба» для заговора и скороговорки, острого памфлета и безжалостной сатиры… а для прочего извольте искать созвучия, ласкающие слух и искушающие доверчивую плоть.

 

И оставьте насилие посетителям баров.

 

Теперь по поводу смысла…

 

Очевидно, речь в статье с таким названием может идти о чем угодно… например о межконтинентальной авиации, реформе налоговой системы, или новой модели часов. О чем угодно, только не о крабах.

 

Так и второе наше название явно не связано с содержанием. Робко ступающее море суть не метафора или прямое указание на что-то нежное, теплое и влажное… а средство запустить поток ассоциаций.

 

Нужно связать название с содержанием не прямолинейно, буквально и точно, а слабой ассоциативной связью. Это не очевидная и понятная отсылка, а намек, головоломка, таинственный бесконечный ребус.

 

Этакий интеллектуальный сыр в мышеловке.

 

Так же выбирают названия коктейлей в баре и ресторанных блюд, фильмов и театральных пьес, торговых центров и финансовых холдингов. «Секс на пляже», «Голубая лагуна», «Ужин медвежатника»…

 

А вы что же, хотели «Аленький цветочек»…

Кстати, прекрасное название для оружейного магазина.

Сколько вам нужно, чтоб уловить связь…?

 

Юная девушка в лесу, угрожающее чудовище… и мощный карабин в руках.

 

Так оно и работает. Главное, все счастливы.

 

Что же насчет приличий…

 

Вы знаете, читатель не ребенок.

Он обладает интеллектом и ему нравится его упражнять.

Ему это приятно.

 

Давайте уважать его желания.

 

НОВЫЕ НРАВЫ

 

И только мы во всем разобрались и почиваем на лаврах…

 

Как вдруг появился интернет и привычный мир рухнул. Тут нет ни начальника, ни канона. Большая часть сети это свободное пространство, где вы выкладываете что хотите, не интересуясь тонкостями.

 

Нет ни редакторов, ни корректоров, ни добрых старших коллег, которые могли научить, предостеречь и наставить… а кое-что и воспретить самым диктаторским образом. Отныне вы царь и самостийный бог.

 

Кто публиковался раньше и в курсе всех дел, пишут как писали. Миллионы остальных тем временем делают все что придет в голову и знать не знают про нейминг и иные искусства. Им плевать на законы жанра.

 

И тут случается самое интересное…

 

Самовлюбленные графоманы пишут тексты, простые как инструкция к микроволновке. И называют их так же. «Как заработать миллион не вставая с дивана». «Семь способов соблазнить королеву». И что там еще...

 

Именно их все и читают.

Самый высокий рейтинг у текстов с самыми несуразными названиями.

Умники тихо курят в сторонке.

 

Бестолковый автор встретил бестолкового читателя.

 

Им хорошо вдвоем.

Отойдем, и не будем им мешать.

Кстати, где моя веревка…?

 

Можно без мыла…

 

РАЗОБЛАЧЕНИЕ ЧУДЕС

 

А что, на земле и так очень много народу…

 

Но если вы не успели повеситься, то легко поймете, что ничего страшного не случилось. Человечество и раньше было в среднем не слишком умно… и все умные люди это прекрасно знали. И ничего, жили.

 

Для интеллектуального меньшинства ничего не изменилось. Умники по-прежнему ищут интригу. Им дорог увлекательный спор с автором, и им хочется, чтоб их искушали двусмысленным приглашением.

 

Для остальных тоже все как всегда. Люди ищут простых ответов на сложные вопросы. Чтоб кто-то сказал, где у этой штуки кнопка. Куда нажать, чтоб получить желаемый результат. И чтобы из названия все было ясно.

 

Интернет это просто большое увеличительное стекло.

 

Теперь, когда тайное стало явным, вы знаете что делать. То есть, где у этой штуки кнопка. Все что вам нужно, это спросить себя, какую часть общества вы хотите увлечь. Получить ответ и действовать.

 

Подробно разжевывать дальше не стану.

Как вы поняли по избранному мной названию, это текст для умных.

Так что или вы разберетесь, или вы здесь случайно.

 

А теперь идите и изучайте нейминг.

 

А ЕЩЕ…

 

А еще кроме нейминга есть леттеринг

Он тоже не еврей. Хотя и из той же оперы и занят в сущности тем же.

Вы даже представить не можете, что это…

 

И вряд ли когда узнаете.

 

Как-то так.

 

РАМКА

 

Большая верхняя иллюстрация

«Страшная еврейская тайна», автор Вася Ложкин.

 

Нижняя иллюстрация

«Смайл с руками» автор неизвестен.

 

Нейминг

Мой собственный.


Что интересного на портале?