Как часто, в суете будней (работа, дом, кухня…) мы задумываемся над тем, какими хотим видеть своих детей в будущем? Да, мы регулярно кормим, одеваем, стираем, контролируем их друзей, уроки. Ежедневно спрашивая: «Уроки сделал?», «Что ты ел?».
А всё-таки, какими мы хотим видеть своих детей в будущем?
Ответы родителей обычно выстраиваются следующим образом:
- Здоровым
- Умным
- Умел зарабатывать деньги
- Успешным
- Заботливым
- Умел постоять за себя
Ответы «Счастливым» и «Свободным» появляются в самом конце опроса, зачастую при помощи дополнительных вопросов.
И только после наводящего вопроса: «Какое личностное качество необходимо развивать у детей, что – бы эти желания смогли реализоваться? » появляется ключевое слово – качество «Ответственность».
Получается, что именно ответственность, как личностное качество, способствует развитию здорового отношения к себе, умственных способностей, выбору и приобретению профессии, здоровую, адекватной самооценке.
Мы, как родители, можем передать детям ценнейший подарок – ответственность за собственную жизнь. Но часто бывает это в теории, в идеале. А что на практике?
Случай из практики:
На приёме мама 14-летней дочери – подростка. Мама с дочерью живут уже давно вдвоём. Мама все свои силы после развода стала вкладывать в работу (чтобы дочка ни в чём не нуждалась), в домашнее хозяйство (чтобы всё своё, с огорода, свеженькое) в дом конечно (чтобы всё чистенько, аккуратненько). Выглядит мама соответственно – крайне скромная одежда, рабочие руки, скромная «дулька» на голове, согнутые работой плечи.
- Вы знаете, она ну ничего не хочет делать. Раньше хоть уроки сама садилась делать, а теперь…
- А что вы хотели – бы, чтобы дочь делала?
- Уроки, а то ведь 9 класс, экзамены, а там и поступать куда – то надо. А она всё через крики…
- Скажите, а у неё домашние обязанности есть? Мытье посуды, уборка, стирка своих вещей?
- Нет! Вы что! Всё я, главное чтобы она училась! А она…
Кого непроизвольно жалеешь в данной ситуации?
А мне, как психологу, больше чувствуется психологическая несостоятельность, незрелость именно детей, которых подобные сердобольные родители с виду воспитывают, а на самом деле калечат своей несвободной любовью – опекой.
Ещё один случай из практики:
Звонок. Срывающийся, тревожный женский голос: «Мне сказали, вы сможете нам помочь. У меня с ребёнком проблемы».
При встрече оказалось что ребёнку, мужчине 21 год. Какими уговорами мама привела, неизвестно.
Разговор с мамой
- Вы знаете, я так переживаю, что с ним что – ни будь случится! Ведь он ничего сам не рассказывает. А вот чую, что что-то не так, спрашиваю – а он молчит.
- А чем ваш сын занимается? Учится, работает?
- Ничем. Поступать не захотел. На работу без образования не берут.
- А на что он живёт?
- Как на что? А мы для чего? Мы с мужем кормим, поим, одеваем. Он ещё носки белые любит, так я каждый вечер настирываю. Ну вообще то он в мастерской иногда подрабатывает…
Разговор с «ребёнком»
- Скажите ей хоть вы, я хочу жить сам, не отчитываться.
- А есть где жить самому?
- Ну, дома, с ними. Только чтоб ни куда не лезли. Я вообще девушку привести хочу.
- А на что жить то будете?
- Работу найду, а пока родители пусть кормят.
На ком ответственность за такие отношения? Кто в свое время не передал ответственность за жизнь этому ребёнку?
Получается замкнутый круг: родители воспитывают своих детей, изо всех сил удерживая на себе ответственность. Почему? Это другая тема
А вот что происходит с детьми, мы увидели: безответственность, инфантильность, зависимость от чужого мнения.
Какие из таких детей получаются мужья и жены?
Когда же стоит передавать ответственность детям?
У каждого возраста своя ответственность. Я предлагаю свой взгляд на своевременную передачу ответственности:
- К 3 годам ребёнок отвечает за то, что - бы аккуратно кушать, относить свою тарелку в мойку, одевать простую одежду, собирать после игры игрушки, после прогулки ставить обувь на место.
- К 5 годам без напоминаний соблюдать личную гигиену (чистить зубки, умываться, мыть руки после прогулок, ходить в туалет, пользоваться туалетной бумагой); самостоятельно одеваться, просить о помощи с пуговицами, шнурками, помогать на кухне: убирать со стола, мыть вилки – ложки, помогать при приготовлении пищи, поддерживать свои игрушки в порядке, относить свою грязную одежду в стирку, после прогулки вешать свою одежду в шкаф.
- К 7 годам всё вышеперечисленное по нарастанию: приготовить простейшую еду для себя и взрослых (яичница, бутерброды, смешать творог со сметаной), помогать на кухне и по дому: убирать после еды, мыть посуду хотя бы 1 раз в день, подметать, поддерживать в порядке свои вещи: одежду, игрушки, книжки.Учиться выстраивать отношения с друзьями, гулять без родителей (на безопасной, доступной территории) оставаться дома одному. А так же, брать ответственность за свои чувства, поступки (что посеешь, то и пожнёшь).
- К 12 годам готовить для себя и взрослых по необходимости простую еду (макароны, каша…); поддерживать в порядке свою территорию и ещё какой - либо участок; ходить за покупками для семьи (хлеб, молоко…); отвечать за приготовление и качество уроков, вовремя приходить домой с прогулок. Учится отвечать за распределение своего времени, за поддержание своего здоровья, эмоционального состояния.
Все эти составляющие личной ответственности, конечно же, формируются и передаются постепенно. Будут и разбитые тарелки, и плохо выметенный пол, и двойки за неготовый урок. Но это будет ЕГО личный опыт, его двойка, грязные брюки, грубость с друзьями. Именно это и является ценным опытом передачи ответственности.
Ведь ребёнок только тогда научится понимать «горячо и нельзя», когда обожжется, мы взрослые, только тогда учимся по настоящему, когда получаем негативный опыт. И это прекрасно.
Позвольте своим детям своевременно и по мере сил развивать и формировать ответственность за свою жизнь.Книги, которые помогут вам в этом:
А. Фабер, Э. Мазлиш «Свободные родители, свободные дети».
Г. Клауд, Д. Таунсенд « Дети: границы, границы»
Д. Морозов Техника безопасности для родителей детей нового поколения.