Как говорил сам Юнг, «…все мои работы были своего рода предписаниями, они создавались по велению судьбы, по велению свыше». Исследуя его биографию можно обнаружить удивительную связь его богатого наследия и не менее интересной судьбы. В данной статье основные положения теории Юнга будут сопоставлены с его биографией.
Теория самости и индивидуации
В своих мемуарах Юнг говорил о себе как о замкнутом мальчике, погруженном в мир своих фантазий, бесконечно увлеченном природой. Он писал о том, что увлекался литературой о постройке башен, историей, мифологией, археологией. Весьма волновали его вопросы бога, божественного в человеке, добра и зла.
Можно предположить, что чувство одиночества в семье и в социуме, «пытливая» и рефлексирующая протестантская религия родителей, бедность и самобытность, отдаляющая от одноклассников – все это оказало влияние на возникновение идеи Самости как «целостности психического», а также концепции индивидуации как пути к обретению этой целостности.
Подобную теорию могла создать только личность, изначально склонная к обособлению, критическому мышлению и подвергающая все сомнению.
Маленький язычник, в детстве он мечтал построить башню, и вот, описав огромный круг в плане душевной работы, на новом витке жизненной спирали, в 45-летнем возрасте он начал ее строить в Боллингене – причем частично собственными руками, погрузившись в архаический ритуал созидания.
Важной предпосылкой идеи Самости, на мой взгляд, является интенсивный поиск ответа на вопрос о природе зла и дуальности божественного. Маленький Юнг не мог понять, почему бог создал людей несовершенными и чего добивается божество, постоянно ввергая людей в страдание, уныние, в чем смысл отрицательных сторон человеческой природы.
Весьма показательным в этой связи является красочная фантазия Юнга о божестве, которое своим калом низвергает церковь – символ вполне социального и «земного» института религии. Таким образом, на интуитивно-образном уровне еще в детстве Юнг постиг принцип дуальности мира и естественности различных проявлений божественного.
В то же время для него было характерно глубокое доверие к своим внутренним ощущениям. Он понимал индивидуацию как стремление обрести целостность, идти своим путем.
Впоследствии в ходе обширной психиатрической и психоаналитической практики Юнг убедился в важности обретения личностной целостности для лечения неврозов:
«Как только они находят путь к духовному развитию и самовыражению, невроз, как правило, исчезает. Поэтому я всегда придавал столько значения самой идее развития личности».
Архетипическая теория Юнга
В 1902 году Юнг опубликовал тезисы к своей диссертации «К психологии и патологии оккультных феноменов», согласно которым «бессознательное является спонтанным источником мифологического материала». Основой для диссертации стала обширная практическая практика в психиатрической клинике «Бургхольцли» в Цюрихе.
В своих попытках понять историю пациентов (« я все свое внимание направил на выяснение смысловой обусловленности психозов») Юнг сталкивается cо сходством бреда и галлюцинаций душевнобольных c мифологическими историями.
Стремление Юнга постичь природу души больного и помочь ему справиться с жизнью стимулировало его на поиски контакта с бессознательным. В рамках этого был создан знаменитый метод свободных ассоциаций, также молодой психиатр активно занимался толкованием снов. В ходе практики Юнг понял или даже интуитивно ощутил, что бессознательное общается с нами во сне на языке символов и образов.
Юнг писал: «Уже в 1909 году мне стало ясно, что лечить скрытые психозы я не смогу, если не пойму их символики. Так я начал изучать мифологию».
Концепция анимы и анимуса
Юнг советовала психоаналитикам: «Ищите себе исповедника или исповедницу! Для этой роли лучше подходят именно женщины, они часто обладают особой интуицией, им ведомы все слабые стороны мужчины и все происки его анимы».
Его собственная анима, судя по женщинам его жизни, начиная с Эммы Раушенбах, была высокоразвитой и постепенно эволюционировала все выше и выше до полноценного духовного партнерства с Тони Вольф.
По моему мнению, столь удачный изначальный выбор жены, которая была его другом и настоящим соратником на протяжении всей жизни, уже говорил о том, что изначально его внутренняя анима была мудрой и в достаточной степени утонченной.
Возможно, причина такой развитой анимы в сложной и многогранной натуре матери Юнга: «Мать я любил безмерно. От нее исходило живое тепло, с ней было уютно, она обожала поболтать, но и сама с готовностью выслушивала любого. У нее, очевидно, был литературный талант, вкус и глубина».
В этой связи нельзя не упомянуть его страстную связь с Сабиной Шпильрейн, которая еще больше раскрыла внутренние чувственные аспекты личности Юнга. Пережитые им страдания и противоречия позволили ему лучше понять все грани своей натуры.
Личное и коллективное бессознательное
Впервые идея о коллективном бессознательном была сформулирована после сна, в котором Юнг увидел глубокий спуск в таинственные подвалы дома – прообраза человеческой психики. Он сам писал в книге «Воспоминания, сновидения, размышления», «Здесь впервые четко высветилась идея «коллективного бессознательного» (то, что я принял за останки примитивной культуры), составляющая a priori основу индивидуальной психики».
В своих путешествия в начале 20-х гг. Юнг испытал совершенно новое ощущение времени, точнее – его отсутствия и некоторой статичности бытия, в которой события словно подвешены прищепками на веревке и ничто не исчезает: «Я внезапно ощутил себя человеком, вернувшимся в прошлое, на много столетий назад, в мир бесконечно детский, бесконечно наивный». Соответственно, такое переживание могло еще более усилить и без того мощную связь Юнга со своим архаичным первичным началом.
После знакомства с наполненной чувствами арабской культурой Юнг писал : «Это как тот детский рай, от которого мы отлучены, но который при любой возможности напоминает о себе».
Такое интуитивное переживания единства бытия и отсутствия времени как реального физического явления могло натолкнуть Юнга на мысль о том, что существует структура, некое хранилище архетипов и всего психического пути человека как представителя цивилизации.
Отсутствие времени означает протяженность и одновременность всего. Именно так и функционирует, по моему мнению, бессознательное, для которого все события прошлого, будущего и настоящего являются одинаково реальными и существующими.
Сам Юнг, не смотря на то, что был из рода пасторов, оставался в душе в какой-то степени язычником, даже где-то жрецом или варваром, которого не могла до конца удовлетворить христианская концепция мировоззрения.
В итоге внимательного изучения восточных религий и философий у него сформировался очень широкий космополитичный взгляд на религию и духовность, своего рода «религия будущего», не ограниченная догмами, национальными или территориальным уклоном.
В ходе психотерапевтической практики и анализа множества снов Юнг неоднократно убеждался, в существовании мирового хранилища накопленных инстинктов, мифов, паттернов поведения – коллективного бессознательного.
Юнг предложил идею сложной структуры бессознательного, включающей коллективный и индивидуальный слой. Он считал, что бессознательное работает по компенсаторному принципу, исцеляет психику человека, помогая ему стремиться к целостности на протяжении всей жизни.