Судьба Юнга и его учение: есть ли связь?

Как говорил сам Юнг, «…все мои работы были своего рода предписаниями, они создавались по велению судьбы, по велению свыше». Исследуя его биографию можно обнаружить удивительную связь его богатого наследия и не менее интересной судьбы. В данной статье основные положения теории Юнга будут сопоставлены с его биографией.

Теория самости и индивидуации

В своих мемуарах Юнг говорил о себе как о замкнутом мальчике, погруженном в мир своих фантазий, бесконечно увлеченном природой. Он писал о том, что увлекался литературой о постройке башен, историей, мифологией, археологией. Весьма волновали его вопросы бога, божественного в человеке, добра и зла.

Можно предположить, что чувство одиночества в семье и в социуме, «пытливая» и рефлексирующая протестантская религия родителей, бедность и самобытность, отдаляющая от одноклассников – все это оказало влияние на возникновение идеи Самости как «целостности психического», а также концепции индивидуации как пути к обретению этой целостности.

Подобную теорию могла создать только личность, изначально склонная к обособлению, критическому мышлению и подвергающая все сомнению.

Маленький язычник, в детстве он мечтал построить башню, и вот, описав огромный круг в плане душевной работы, на новом витке жизненной спирали, в 45-летнем возрасте он начал ее строить в Боллингене – причем частично собственными руками, погрузившись в архаический ритуал созидания.

Важной предпосылкой идеи Самости, на мой взгляд, является интенсивный поиск ответа на вопрос о природе зла и дуальности божественного. Маленький Юнг не мог понять, почему бог создал людей несовершенными и чего добивается божество, постоянно ввергая людей в страдание, уныние, в чем смысл отрицательных сторон человеческой природы.

Весьма показательным в этой связи является красочная фантазия Юнга о божестве, которое своим калом низвергает церковь – символ вполне социального и «земного» института религии. Таким образом, на интуитивно-образном уровне еще в детстве Юнг постиг принцип дуальности мира и естественности различных проявлений божественного.

В то же время для него было характерно глубокое доверие к своим внутренним ощущениям. Он понимал индивидуацию как стремление обрести целостность, идти своим путем.

Впоследствии в ходе обширной психиатрической и психоаналитической практики Юнг убедился в важности обретения личностной целостности для лечения неврозов:

«Как только они находят путь к духовному развитию и самовыражению, невроз, как правило, исчезает. Поэтому я всегда придавал столько значения самой идее развития личности».

Архетипическая теория Юнга

В 1902 году Юнг опубликовал тезисы к своей диссертации «К психологии и патологии оккультных феноменов», согласно которым «бессознательное является спонтанным источником мифологического материала». Основой для диссертации стала обширная практическая практика в психиатрической клинике «Бургхольцли» в Цюрихе.

В своих попытках понять историю пациентов (« я все свое внимание направил на выяснение смысловой обусловленности психозов») Юнг сталкивается cо сходством бреда и галлюцинаций душевнобольных c мифологическими историями.

Стремление Юнга постичь природу души больного и помочь ему справиться с жизнью стимулировало его на поиски контакта с бессознательным. В рамках этого был создан знаменитый метод свободных ассоциаций, также молодой психиатр активно занимался толкованием снов.  В ходе практики Юнг понял или даже интуитивно ощутил, что бессознательное общается с нами во сне на языке символов и образов.

Юнг писал: «Уже в 1909 году мне стало ясно, что лечить скрытые психозы я не смогу, если не пойму их символики. Так я начал изучать мифологию».

Концепция анимы и анимуса

Юнг советовала психоаналитикам: «Ищите себе исповедника или исповедницу! Для этой роли лучше подходят именно женщины, они часто обладают особой интуицией, им ведомы все слабые стороны мужчины и все происки его анимы».

Его собственная анима, судя по женщинам его жизни, начиная с Эммы Раушенбах, была высокоразвитой и постепенно эволюционировала все выше и выше до полноценного духовного партнерства с Тони Вольф.

По моему мнению, столь удачный изначальный выбор жены, которая была его другом и настоящим соратником на протяжении всей жизни, уже говорил о том, что изначально его внутренняя анима была мудрой и в достаточной степени утонченной.

Возможно, причина такой развитой анимы в сложной и многогранной натуре матери Юнга: «Мать я любил безмерно. От нее исходило живое тепло, с ней было уютно, она обожала поболтать, но и сама с готовностью выслушивала любого. У нее, очевидно, был литературный талант, вкус и глубина».

В этой связи нельзя не упомянуть его страстную связь с Сабиной Шпильрейн, которая еще больше раскрыла внутренние чувственные аспекты личности Юнга. Пережитые им страдания и противоречия позволили ему лучше понять все грани своей натуры.

Личное и коллективное бессознательное

Впервые идея о коллективном бессознательном была сформулирована после сна, в котором Юнг увидел глубокий спуск в таинственные подвалы дома – прообраза человеческой психики. Он сам писал в книге «Воспоминания, сновидения, размышления»,  «Здесь впервые четко высветилась идея «коллективного бессознательного» (то, что я принял за останки примитивной культуры), составляющая a priori основу индивидуальной психики».

В своих путешествия в начале 20-х гг. Юнг испытал совершенно новое ощущение времени, точнее – его отсутствия и некоторой статичности бытия, в которой события словно подвешены прищепками на веревке и ничто не исчезает: «Я внезапно ощутил себя человеком, вернувшимся в прошлое, на много столетий назад, в мир бесконечно детский, бесконечно наивный». Соответственно, такое переживание могло еще более усилить и без того мощную связь Юнга со своим архаичным первичным началом.

После знакомства с наполненной чувствами арабской культурой Юнг писал : «Это как тот детский рай, от которого мы отлучены, но который при любой возможности напоминает о себе».

Такое интуитивное переживания единства бытия и отсутствия времени как реального физического явления могло натолкнуть Юнга на мысль о том, что существует структура, некое хранилище архетипов и всего психического пути человека как представителя цивилизации.

Отсутствие времени означает протяженность и одновременность всего. Именно так и функционирует, по моему мнению, бессознательное, для которого все события прошлого, будущего и настоящего являются одинаково реальными и существующими.

Сам Юнг, не смотря на то, что был из рода пасторов, оставался в душе в какой-то степени язычником, даже где-то жрецом или варваром, которого не могла до конца удовлетворить христианская концепция мировоззрения.

В итоге внимательного изучения восточных религий и философий у него сформировался очень широкий космополитичный взгляд на религию и духовность, своего рода «религия будущего», не ограниченная догмами, национальными или территориальным уклоном.

В ходе психотерапевтической практики и анализа множества снов Юнг неоднократно убеждался, в существовании мирового хранилища накопленных инстинктов, мифов, паттернов поведения – коллективного бессознательного.

Юнг предложил идею сложной структуры бессознательного, включающей коллективный и индивидуальный слой. Он считал, что бессознательное работает по компенсаторному принципу, исцеляет психику человека, помогая ему стремиться к целостности на протяжении всей жизни.




Что интересного на портале?