Страна эмоций

Какую роль выполняют эмоции в жизни человека? Встречались ли вам люди, которые не выражают и не показывают никаких эмоций? Они не чувствуют эмоций или умело ими управляют? Если человек малоэмоциональный, про него говорят, что он бесчувственный, толстокожий, у него «слоновья кожа», любое эмоциональное послание для него - «что слону дробинка». Может, ему не важны эмоции, или они так глубоко спрятаны, охраняя от них самого человека?

Чтобы это понять, отправимся в путешествие вместе с героиней мультфильма «Головоломка» девочкой Райли. Она рождается на свет и растёт, приобретая разные эмоции, начиная с самой себя – «крошечного комочка радости» для родителей.

 Её поведение определяют пять базовых эмоций – радость, печаль, страх, брезгливость, гнев.

Каждая эмоция выполняет большую роль в жизни девочки. Радость первая появляется на свет как ведущая эмоция, дающая эмоциональный подъём, энергию для творчества, игр, познания окружающего мира, окрашивая всё вокруг в радужные цвета смеха и веселья. Радость проявляется в действиях по сплочению эмоций, поиску выхода из сложных ситуаций, позитивных мыслях и настрое. Она постоянно что-то придумывает, вдохновляет. Даже в дождливую пасмурную погоду радость находит позитивный момент: «И я слышу весёлые раскаты грома!». Когда преобладают эмоции страха и печали радость руководит ими: «Давайте составим список позитивных воспоминаний», «Если мы будем улыбаться, то очень его поддержим», «Начерти вокруг себя круг печали и очень внимательно смотри, чтобы вся печаль оставалась внутри».

Эмоция печали показывает слезами и грустью что что-то происходит не так, и взрослые удовлетворяют потребности ребёнка, его «хочу».
В сюжете мультфильма печаль часто находится рядом с радостью. Она входит в лабиринты воспоминаний, остаётся в одиночестве, грустит, плачет. Когда радость спросила, как удалось печали успокоить плачущего воображаемого героя Райли и вернуть его к действию, печаль ответила: «Он грустил, а я его просто послушала».

Страх как предохранительный механизм помогает избежать опасности, чтобы с Райли ничего не произошло и ничего не случилось. Радость умело руководит страхом: «Ты должен составить список опасностей, угрожающих новичку» в момент, когда Райли переехала в новый город и пошла в новую школу. Страх, как чувство самосохранения, иногда находит решение в момент опасности, применяя стратегию бегства: «Надо сбежать. Пусть это будет трусливый поступок, зато трус выживает».

 

Брезгливость, как реакция на что-то новое и пока непонятное, как временный островок осмысления и переживания, включается, проверяя на экологичность и безопасность пищу (незнакомый запах, странный вид), входящие эмоции, поведение других и дающая разрешение на их принятие или отказ: «Чтобы меньше тошнило от людей, от еды».

Гнев заряжает своей энергией ситуации, эмоции, двигает на поиски возможностей и на действия: «Надо не сидеть, сложа руки, а что - нибудь делать!», «Нет пути обратно, только вперед!».

Герои-эмоции путешествуют по лабиринтам памяти Райли, вызывая радостные и грустные воспоминания, ныряя в бессознательные глубины. На пути они встречают острова озорства, забвения, дружбы, честности, семейный остров, страну воображения. В итоге всё смешивается, начинается хаос.

И тут включается охранительный психический механизм – у Райли отключаются все чувства. Одиннадцатилетняя девочка перестала испытывать эмоции - ни страха, ни радости, ни гнева, ни печали, ни брезгливости.

Мультфильм имеет хороший конец – под руководством радости эмоции смогли объединиться и вернуть Райли в страну эмоций.

Человек не может жить без эмоций и чувств, без них нет наполненности самой жизни в её разнообразных проявлениях. Когда они спрятаны с помощью психологической защиты, наступает пустота, которая, как чёрная дыра затягивает в себя весь космический мусор. Они имеют право на гражданство в стране с правилами, границами, суверенитетом, свободой передвижения, которой управляет единственный Президент – хозяин эмоций.


Что интересного на портале?