Страхи клиента, которые мешают эффективной сессии у психолога

«Я боюсь, что ты обо мне что-то знаешь, но не говоришь!» - такую фразу нередко можно услышать в ходе сессии.

У этого страха может быть множество причин, и во многом они зависят от личного восприятия психотерапевта клиентом. Если мы поинтересуемся, каким видится терапевт, то чаще всего он предстанет умным, опытным (или не очень), открытым или загадочным. А еще всезнающим. Такой идеализированный образ порождает большинство опасений, которые могут серьезно затормозить прогресс терапии. В ходе практики удалось выделить наиболее распространенные из них:

Страх выглядеть глупее терапевта, который «все-все про меня знает» и связанный с этим страх «власти» над ним того, кто обладает полной информацией о клиенте.

Страх того, что терапевт скрывает нечто серьезное о клиенте, но по каким-то причинам не хочет говорить.

Страх показаться безумным.

Ужас разоблачения самых страшных тайн (когда человеку кажется, что психолог «видит его насквозь»).

Страх столкнуться с тем, что спрятано от самого себя.

Страх разглашения конфенденциальных сведений.

Страх того, что специалист недостаточно компетентен  («он не знает, что говорить и делать, поэтому и молчит»).

Опасение клиента, что помочь ему не сможет никто.

Страх быть откровенным с кем-то «всезнающим» в лице психолога подобен страху перед сверхъестественным. Как сказала одна знакомая дама: «Я не хожу к гадалкам и психологам, т.к. они могут увидеть даже то, что я не хочу рассказывать, и скажут то, о чем я не хочу слышать».

Все это вызывает у клиента желание укрыться и дистанцироваться в своем недоверии к психологу.

Что же делать, чтобы уменьшить страхи и не потерять доверие? Выход один: быть честным и искренним. Не бояться ошибаться, быть рядом с человеком и его страхом, а главное – самому научиться доверять клиентам.




Что интересного на портале?