Танец – это желание вашего тела.
Тело и сознание – единое целое, неразрывно связанное. То, что влияет на тело – отражается на сознании. То, что возникает в сознании – имеет свое отражение в теле.
Этот же принцип работает, если ощущается телесная и психологическая проблема. При правильной работе с телом – можно оздоровить сознание.
Многие тревоги, страхи, подавленные эмоции – живут в виде мышечных блоков и зажимов. Мы не можем спонтанно двигаться, теряем гибкость, появляются ограничения, которые передаются психике по принципу подобия. Эти закономерности подробно изучались телесно-ориентированными терапевтами В. Райхом, А. Лоуэном.
Спонтанный танец – это и диагностика и лечение в одном флаконе. Сильный инструмент, особенно для мужчин, так как у многих из них есть внутренний запрет, на то, что танцы это для девочек. А как раз именно такое раскрепощение – путь к изменению автоматических, и порой мешающих приятно жить шаблонов. Для мужчины, танец может быть началом установления осознанной связи со своей внутренней женщиной – анимой.
Рассмотрим по подробнее несколько техник и начнем сначала с самого движения.
Спонтанные движения являются диагностикой различного рода напряжений и блоков в теле. Попробуйте встать ровно, ноги на ширине плеч, стопы параллельно, закройте глаза и отпустите контроль равновесия. В какой-то момент тело начнет слегка покачиваться, понаблюдайте за движением, куда оно идет больше вперед или назад, это могут быть круговые движения в сторону. Через какое-то время вы заметите, что характер покачивания однотипен. Если попробовать сконцентрировать свой фокус внимания на линии движения и представить куда эта линия идет, то можно обнаружить в теле точку, место или область, которая требует внимания. Это как маленький эпицентр вокруг которого идет движение всех структур тела. Если вас четко заваливает вперед или назад, то так же погружаясь вниманием в тело можно попробовать понять какая часть «тяжелее» и увлекает тело за собой.
В спонтанном танце к телесным ощущениям добавляются еще чувства, за счет моторики движения. Мы начинаем не только диагностировать, но и изменять тот или иной телесный блок. Как это происходит?
На самом деле, та защита, которую выставляет тело на определенную психологическую «агрессию» внешнего мира – это не плохо, организм должен себя защищать и на уровне физического тела, и на уровне психического здоровья. Проблема заключается в том, что достаточно быстро это становится автоматизмом. Человек уже не замечает, как он постоянно зажимает грудную клетку, удерживает звук в горле, поджимает копчик, опускает голову и т.д. И когда эти новые паттерны становятся автоматическими, тело начинает эти положения воспринимать своими. В танце мы научаем тело видеть, что это ему совсем не нужно, что может быть лучше и по-другому.
Вот несколько вариантов техники:
1. В спонтанном танце можно двигаться как под музыку, так и без. Если же вы выбираете движение под музыку, то попробуйте включать небольшие 3-4 минутные отрезки из разных жанров. Можно закрыть глаза, перенести фокус внимания в тело, немного подышать, следующим образом – сначала несколько обычных вдохов и выдохов, затем дыхание делайте более глубоким, включайте и живот, и грудную клетку. Далее на вдохе вы разворачиваете плечи, раскрывая грудную клетку немного прогибаясь в грудном отделе, на выдохе скругляете спину, а плечи заворачиваете во внутрь. Начните движение пуская музыку в свое тело, наблюдайте все время за тем, что происходит внутри– в ногах, руках, грудной клетке, пояснице, верхней части спины, шее и голове – где движение есть, где музыка течет. Может быть не сразу, но через какое-то время вы почувствуете область в теле, где есть застой. Если такое имеет место быть, то сделайте следующее: остановитесь на секунду, начните движение именно в этой области застоя, покажите телу, что там оно тоже может жить. Снова танцуйте, можно попробовать добавить движение не останавливаясь. Пускайте музыку в эту область, там где будет музыка в теле, там ваше внимание, а значит и сознательное движение. Мы как бы говорим телу: «Смотри как здорово, может быть и по-другому!» Потихоньку, раз за разом мы вырабатываем у себя новые схемы, убираем автоматизмы.
2. Еще стоит обратить внимание на внутреннюю гармонию между такими частями как:
голова, шея и корпус
верхняя часть корпуса и ноги
руки и тело
Если вы чувствуете дисгармонию в движениях между этими областями, возможно есть расщепление. Сделайте тряску: встаньте ноги шире плеч, положение устойчивое, колени слегка согнуты, начинайте поднимать пятки на 1 см над полом и несильно ударять их об пол, подключая все тело так, что бы вибрация проходила сквозь расщепленные части и делала движения в обеих синхронными и гармоничными.
В конце практики можно лечь на коврик в позу Шавасаны– полного расслабления, ноги слегка раскинуты, стопы смотрят наружу, руки лежат ладонями вверх, глаза закрыты.
3. Техника работы с внутренним ребенком. Аспект «Дитя» – это творчество, радость, непосредственность, спонтанность, это тот ресурс в котором мы черпаем свою энергию для движения и развития, если сравнивать этот аспект с Фрейдовской теорией, то ему соответствует бессознательное. А взаимодействовать с ним мы можем через рисунок, метафору или сказку, через сон и, конечно, через танец. Просто начните танцевать, позволяя музыки проникать в тело и в сознание, примите себя и все движения такими какие они есть, позвольте себе погрузиться в танцевальный транс. В этот момент ваше бессознательное покажет вам образами, воспоминаниями, движениями тела себя. Вкладывайте в танец свой запрос, тогда вы сможете получить энергию на дальнейшую его реализацию.
Авторы: Воробьева Е. и Архипов И.
Больше материалов на сайте www.imwt.ru
Запись на регулярную практику здесь