В сказочном мире возможно все! В том числе совместить, казалось бы, несовместимое. Так, в некоторых сказках таким символом несочетаемого становятся семейные пары в виде Кота и Лисы, причем именно Лиса воплощает собой Женщину, а Кот, соответственно, Мужчину.
Русская народная сказка "Кот Котофеевич" тому пример.
Ну а вне конкуренции здесь будет самая харизматичная и экстравагантная пара, пожалуй, за всю историю отечественного кинематографа - Кот Базилио и Лиса Алиса.
Так уж повелось, что часто за сказочными зооморфными персонажами можно разглядеть вполне реальных людей, порой даже из числа наших знакомых и близких.
Остается немного остановиться на семантическом аспекте и раскрыть секрет притягательности такой яркой и самобытной пары.
Итак, Лиса и Кот.
Надо сказать, что Лису в славянском фольклоре обычно не жалуют. Она умная, но коварная, хитрая. Что же касается Кота, то в сказках он встречается значительно реже и представляет собой, как правило, этакого увальня с ленцой, в общем-то весьма безобидный и миролюбивый персонаж. Кстати, вспомните отечественную мультипликацию. Коты (именно особи мужского пола!) весьма обаятельны и добродушны, но немного растыки и лежебоки. Несмотря на меньшую задействованность Кота в сказках, тем не менее, в народной традиции кошкам отводится особое место.
Так, в народных поверьях недопустимым считается убийство или издевательство над кошкой. Кроме этого,
кошкаиздревле являла собой пример посредника между миром людей и загробным миром. В свою очередь, это уводит нас в еще более сакральные ниши мифологического сознания, в частности, широко известного культа кошек в Древнем Египте.
Итак, с образами более-менее понятно. Вернемся к паре - Лиса и Кот.
Лиса априори связана с женским началом, с женской энергетикой. Более подробно о деструктивном начале Женщины можно прочитать в статье "Принятие в себе Лилит", "Разрушительница" и др.
Таким образом, Лиса это специфическая субличность женщины, можно сказать, ее теневой ресурс, в котором она может быть весьма счастлива. Лиса редко изображается в образе матери, несмотря на то, что в животном мире лисица справляется со своими материнскими обязанностями, в отличие, скажем, от часто воспеваемой в баснях и сказках Кукушки.
Но на ментальном уровне образ лисы нельзя назвать "благочестивым" с точки зрения господствующих стереотипов. Это скорее о женщине-одиночке, для которой проблема выживания в суровых реалиях первостепенная задача. Это женщина-охотница, добытчица.
В то же время вполне себе окультуренный, одомашенный Кот представляет собой ленивого, зажравшегося "мачо", который и мышей не ловит, и порой требует к себе повышенного внимания и заботы. Но в сказке "Кот Котофеевич" Кот находится в жесткой кризисной ситуации, оказавшись выкинутым из дома.
На этом этапе наши пазлы из несовместимых не просто соединяются, но еще и образуют именно "химию", точь в точь как в "Приключениях Буратино" или "Коте Котофеевиче".
При образовании этого союза происходит настоящее волшебство - дикая, пленительная Женщина-Лиса обретает своего спутника жизни Мужчину-Кота, для которого она и заботливая мать, и строгая наставница, и, судя по всему, неплохая любовница.
Смысложизненные ориентиры Лисы меняются, словно красивый узор калейдоскопа. Проблема "Как выжить?" уступает место смысловой "Ради кого жить?", чтобы не просто слыть рыжей плутовкой, но еще и состояться и развиваться как личность, как ментор, как предводитель. В данном ключе Лиса занимает, безусловно, доминирующую позицию, но при этом ради своего Кота она готова на многое, в том числе и на авантюры, на риск, в которых она одерживает победу.
Таким образом, притягательность пары Кот и Лиса - это пример, казалось бы, несовместимых личностей, в которых самодостаточная Женщина обретает смысл жизни, совершая поистине выдающийся гуманный поступок, протягивая руку
Мужчине, находящемуся в тяжелой жизненной ситуации. Вместе с тем образуется искрящийся своей искренностью
союздвух противоположностей, обладающий притягательностью и несравненным обаянием.