Современные научные представления о сновидениях: теория и практика психоанализа

ССЫЛКА: Смирнова И.В. Современные научные представления о сновидениях: теория и практика психоанализа // Будущее клинической психологии: материалы Международной научно-практической конференции (8 апреля 2011 г.) / под ред. А.Ю. Бергфельд, С.В. Вайнштейн, С.А. Щебетенко; Перм. гос. нац. иссл. ун-т. – Пермь, 2011 – Вып.5 - 276 с. (стр.3-10). Тираж 100 экз.

 

Исторически сложилось так, что первые попытки объективировать знания о сновидении принадлежали школе психоанализа. Именно в «Толковании сновидений» З.Фрейд представил и раскрыл неотзывчивому научному миру сущность бессознательных психических процессов. Интерес Фрейда к сновидениям возник из того факта, что первичные процессы сновидений являются нормальными процессами, но которые, тем не менее, служат примером образования невротических симптомов. Термин «сновидение» значим для психоаналитической теории. Сам Фрейд обозначил место использования сновидений в теории и практике психоанализа так: «Толкование же сновидений есть Царская дорога к познанию бессознательного в душевной жизни» [1, стр.531].

В отличие от концепции сексуальности, которую З.Фрейд постоянно развивал, пересматривал, о чем свидетельствуют дополнения и изменения, появившиеся за долгие годы к первому тексту «Трех очерков по теории сексуальности», «Толкование сновидений», как отмечал Дадун Р. [4, стр.329], Фрейд не пересматривал, считая теорию сновидений окончательной и завершенной.

Современные психоаналитические словари содержат термин «сновидение» [2,3], что еще раз свидетельствует о важности данного феномена в психоаналитической теории и практике. «Сновидение – психическая активность во время сна… Психоанализ полагает, что сновидения имеют психологический СМЫСЛ, постичь который можно с помощью ИНТЕРПТЕТАЦИИ. Согласно исходным формулировкам Фрейда, сновидения имеют: ЯВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ, т.е. сновидение в том виде, как его переживают, рассказывают, помнят, и СКРЫТОЕ СОДЕРЖАНИЕ, которое раскрывается путем интерпретации… Согласно фрейдовской теории сновидений как ИСПОЛНЕНИЯ ЖЕЛАНИЙ, скрытое содержание является желанием, которое исполняется во сне в галлюцинаторной форме…» [2, стр. 182-183]. Желания должны быть замаскированы, завуалированы, т.к. во сне осуществляются в основном бессознательные желания, неприемлемые для бодрствующего Эго человека. « …Интерпретация сновидения, следовательно, сводится главным образом к переводу мышления первичного процесса в мышление вторичного процесса, к развитию сжатых, непоследовательных, преимущественно зрительных образов сновидения в логически стройный символизм языка». В целом определения сновидений в психоаналитических словарях соответствует теории сновидений Фрейда, не учитывая современные достижения психоаналитиков в области теории сновидений.

 Серьезные публикации работ по теории и практике сновидений стали появляться в конце 40-х годов – начале 50-х. Наиболее яркий труд, по мнению Дадун Р., этого периода, Гезы Рохейма «Двери сновидения», в котором он, опираясь на обширные знания в области этнологии и мифологии, пытается осуществить новую попытку в изучении снов.

 Сегодня психоаналитические труды, посвященные этой теме, весьма многочисленны. Среди наиболее интересных можно отметить книгу «Современная теория сновидений», где собраны самые значительные статьи ученых аналитических школ Европы и Америки за последние двадцать пять лет [5]. Уже опубликована работа российского психоаналитика С.В.Авакумова, преподавателя Восточно-Европейского института психоанализа, «Психология сновидения» [6]. В монографии С.В. Авакумов анализирует основные концепции сновидений и методы их исследования, особое внимание уделяет влиянию на характер сновидений патологических состояний, изучению особенностей сновидений людей обратившихся за психотерапевтической помощью.

 

Современные модификации психологической модели сновидения З.Фрейда.

 Модель сновидений З.Фрейда имеет свои слабые места. К числу слабых сторон модели относится: вся модель построена на оппозиции сознательного и бессознательного и, следовательно, не объясняет возникновение сновидений у животных; сложный механизм работы сновидения, как целенаправленная маскировка бессознательных желаний, входит в противоречие с представлением о состоянии сна как регрессивном и низкоэнергетическом; модель не объясняет появление символов в снах у психоаналитических пациентов, которые осведомлены о значении данных символов [С.В. Авакумов 6, стр.60]. С тем, чтобы преодолеть противоречия были предприняты попытки ревизии модели сновидений З. Фрейда. Концепция Hall C.S. [13] пытается преодолеть противоречия с помощью теории когнитивного символизма.

 Автор согласен с Фрейдом в том, что сновидения наполнены символическими объектами, сами сновидения необходимы для сохранения состояния сна, однако он расходится с ним в механизме формирования сновидений в частности появления символических объектов в нем – у Фрейда это способ маскировки запрещенных желаний, Hall настаивает на когнитивном характере их проявления. Так объектом символизирующим мать (или женщину вообще) может стать корова, как отражение ее (материнской) ранней оральной функции, составляющей суть матери для данного субъекта. Этот подход позволяет избежать наиболее уязвимого места в теории Фрейда – наличие во сне ментальной целенаправленной деятельности. Концепты уже присутствуют в психике субъекта и их привлечение не требует каких-либо специальных усилий.

 Отчасти, как модификацию теории сновидений Фрейда можно рассматривать модель психического функционирования Биона [14]. Концепция Биона практически повторяет концепцию Фрейда с заменой понятий «первичный» и «вторичный» процесс на «альфа» и «бета» элементы. Прояснения Биона касаются теории Фрейда в частности особенностей и отличий сновидений лиц с психотической и пограничной личностной организацией             в сравнении со сновидениями невротических и обычных людей, которое сводится к тому, что в первом случае в сновидениях имеет место большая представленность и меньшая замаскированность бессознательных процессов. В материалах Международной психоана­литической конференции можно найти статью Дж.Чивитарезе «О концепции Биона «Waking dream thought» (мысли сновидения наяву) [7] о продуктивном использовании парадигмы сна во время сеанса, посвященная расширенной бионовской концепции «Waking dream thought».

 

Использование манифестного содержания сновидения

 для диагностики Эго-состоянии в структурном и объектном ответвлениях психоанализа

 З. Фрейд писал о том, что «не нужно обращать внимание на то, что являет собой сновидение…» [9, стр.70]. Сегодня ситуация изменилась. Манифестное содержание сновидений является источником информации об репрезентации объекта, об защитных механизмах психики, о ведущих конфликтах психики.

 За последние годы увеличился интерес научных исследований, которые интегрировали психоаналитическое изучение объект-отношений с психологией проективных тестов. В своих исследованиях, они показали, что основываясь только на анализе содержания представлений об объекте, клиницисты могут предварительно судить о независимом психиатрическом классе психопатологии субъекта. Например, Mayman M. показал эту закономерность на материалах теста Г.Роршаха[8]. Многочисленные современные теоретические, клинические и литературные исследования описывают схожие с «проективными» способы анализа манифестного содержания сновидений. Erikson[10] отмечал особую важность выискивания в манифестном содержании сновидения индивидуальных отличий в характере Эго-защит, восприятия и типа активности. Подход предложенный A. Krohn и Mayman M. [12] основан на концепции «репрезентации объекта», который тесно связан с представлениями Эго-психологии. Концептуальный уровень репрезентации объекта интегрирует представление об объекте следующих объект-теорий: М.Кляйн, В. Файербейера, Д.Винникота, О. Кернберга, Х.Когута. В качестве базовой использована концепция О.Кернберга – структурное ответвление теории объект-отношений. О.Кернберг представляет себе личностную структуру в основном как конфигурацию в различной степени усвоенных интернализаций объекта. Степень дифференциации и развития этих представлений об объекте зависит от природы процесса интернализации, которыми они были интегрированы. Наиболее примитивные интернализации ведут к опыту самого себя и других людей – как – либо высоко идеализированных, любо совершенно пустых и презираемых. Большинство продвинутых форм интернализации ассоциированы с более продвинутыми уровнями перцепции и когнетивной зрелости и сопутствуют хорошему пониманию ролей и функционирования других людей. Эти пути развития являются фундаментальными для более тонкого понимания взаимоотношений с другими людьми, их разными сторонами, их меняющимися представлениями о себе. Исследования показали, что манифестное содержание сновидения выражает такой важный аспект Эго - как индивидуальный набор интернализованных парадигм интерперсональных отношений личности. Изучение манифестного содержания сновидения, рассматриваемого как продукция проективного теста, возможно единственный способ отыскать различия в природе таких интернализаций. Основу оценивания составляет качество отношений с объектами сновидения, которое проявляется в динамике взаимодействий сновидца и фигур сновидения. Ведущей оцениваемой характеристикой является динамика взаимодействий фигур сновидения.

 Пример. Описание сновидений: фигуры сновидения минимально взаимодействуют со сновидцем, только для удовлетворения его (либо наоборот) эмоциональных или инстинктивных потребностей. Активность сновидца направлена исключительно на себя. Люди взаимодействуют со сновидцем на уровне чувств, но без глубоких искренних отношений. Сновидческая активность направлена исключительно на себя… Уровень репрезентации объекта: опыт человека сконцентрирован вокруг своих нужд, которые другие люди прямо или косвенно удовлетворяют (мир человека населен частичными объектами). Достаточно низкий уровень представлений об объекте, нет еще представления о целостности объекта, понимания потребностей другой личности, ее своеобразия…

 

Современные представления о латентном содержании сновидения с точки зрения структурно-динамической модели психики.

 В практической работе со сновидениями часто возникает проблема, что мы должны найти путем интерпретации. По З.Фрейду бессознательные мысли сновидения – это бессознательные желания, но работа с текстами основателя психоанализа и практическая работа показывают, что нет четкого понимания того, что мы должны найти в итоге Подробно резюмировав свои ассоциации к сновидению об Инъекции Ирме, Фрейд пишет, что завершил интерпретацию этого сновидения. В «Лекциях по введению в психоанализ» Фрейд отмечает, что ассоциации к сновидению – это еще не латентные мысли сновидения. Сам основатель психоанализа признается, что не может сформулировать точные правила интерпретации и вынужден использовать такие неточные термины, как «маточный раствор» и промежуточные звенья. Из работ Фрейда, Джонса, Эриксона, Стюарта, Стейна, Эйслера можно увидеть, как редко в действительности интерпретируется бессознательное желание. И даже если принимать попытку удовлетворения желания за отправную точку, невозможно избежать трудностей в определении того, что следует интерпретировать как исполнение желания, а что как – защиту [Д. Спаньяд 5, стр.225 - 235].

 J.A. Arlow и C. Brenner [11], в рамках их структурной психоаналитической теории, исключили особую роль бессознательного первичного процесса в сновидениях в смысле представления о сновидении как о схожем с невротическим симптомом явлением, и рассматривали его как продукт взаимодействия Эго и Супер-Эго на различных уровнях регрессии.

Важность этих представлений в клинической работе заключается в том, что анализ сновидений в клинике может предоставить больше, чем просто содержание бессознательных, инфантильных, сексуальных желаний.

 Например, в сновидении клиенту снится, что он стремительно катится с горы на санях, ему становится страшно от быстрого спуска. Катастрофа неизбежна.

 В процессе анализа сновидения выявляется бессознательное гомосексуальное желание, зародившееся в детстве и ожившее в аналитической ситуации. О чем еще может рассказать это сновидении сточки зрения современной теории сновидения? О том, что это желание не просто волнует пациента, а он глубоко напуган им, что их следствием будет физическое повреждение. Мы узнаем из ассоциаций клиента о защитах, которые использует клиент для сведения тревоги к минимуму. Защитные механизмы: проекция и контрфобическое поведение (он спроецировал свои ожидания телесного повреждения, свое чувство женоподобности на своего товарища; подчеркнул свой собственный стоицизм и любовь к спорту) и о том, что эти защиты выстроены против пугающих гомосексуальных желаний [5, стр.73-93].

 Таким образом, анализ сновидений ведет к пониманию различных аспектов бессознательного психического функционирования, частью которых эти желания являются. Это понимание бессознательных страхов клиента, точек возникновения чувства вины, бессознательных защит Эго, понимание бессознательно смысла симптомов, бессознательный компенсаторный смысл черт характера.

 

Заключение

 В данной статье была сделана попытка отразить изменения во взглядах на психоаналитическую теорию сновидений. Современные научные представления о сновидениях в теории и практике психоанализа включают: модификации психологической модели сновидения З.Фрейда, использование манифестного содержания сновидения для диагностики Эго-состоянии в структурном и объектном ответвлениях психоанализа, современные представления о латентном содержании сновидения с точки зрения структурно-динамической модели психики.

 

Список литературы:

  1. Фрейд З. Толкование сновидений/ пер. с нем. – Мн.: ООО «Попурри», 1997 г. – 576 с.
  2. Райкрофт Ч. Критический словарь психоанализа/ Пер. с англ. Л.В. Топоровой под редакцией С.М. Черкасова. – СПб.: Восточно-Европейский Институт Психоанализа, 1995.- 288с.
  3. Психоаналитические термины и понятия: Словарь/ Под ред. Барнесса Э. Мура/ Перев. с англ. А.М. Боковикова – М.: Независимая фирма «Класс», 2000. -304 с.
  4. Дадун Р.Фрейд. М., 1994 г., Глава «Исследование сновидений», стр.328 – 380.
  5. Современная теория сновидений/ под ред.С.Л. Удовик. – М.:АСТ Рефл-бук, 1999. -333с.
  6. Авакумов С.В. Психология сновидения. СПб.: СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 208. 232 с.
  7. Идеи У.Р.Биона в современной психоаналитической практике. Сборник научных трудов. Материалы Международной психоана­литической конференции. 13-14 декабря 2008 г. Москва/ Под ред. А.В.Литвинова. А.Н.Харитонова. - М.: Издательский проект «Рус­ское психоаналитическое общество», 2008. - 420 с.
  8. Mayman M. Object-Representation and Object-Relationships in Rorschach Responses/J/Project/ Techn/ - 1967. -31/-P17-25
  9. Фрей З. Введение в психоанализ: Лекции. – М., Наука. 1989. -456 с.
  10. Erikson E.H. The Dream Specimen of Psychoanalysis/J/Am. Psychoanal. Assoc. -1954/ -№2. –P.5-56.
  11. Arlow J.A., Brenner C. Psychoanalytic Concepts and the Structural Theory. –New York: International Universities Press, 1964, - 515p.
  12. A. Krohn A., Mayman M. Object representation in dreams and projective tests//Bull. Menninger Clin. – 1974.-38.-P/445-466.
  13. Hall C.S. A cognitive theory of dream symbols.// The Journal of General Psychology, 1953.-1953.-№48, p.169-189.
  14. Bion W.R. Elements of Psycho-analysis. London: Heinemann Medical Books. -1963.- 263p.

Что интересного на портале?