Социально-ориентированный подход корректирует гуманистический подход в сторону большего реализма и социальной ответственности. Социально-ориентированный подход исходит из того, что:
- Дети рождаются разными, иногда с позитивным ядром, а иногда без него.
- Идеал развития - иерархически развитая личность, выполнившая свои задачи перед чем-то для нее Высшим (семьей или обществом. В религиозно-ориентированном подходе - перед Богом).
- Внутреняя свобода детям при рождении не дана (или дана не всем). Дети свободными не рождаются, дети свободными - становятся.
- Свобода личности - одна из личных и социальных ценностей, имеющая разный вес на разном этапе развития человека.
- Родители и общество несут ответственность за то, что ребенок будет воспитан в рамках социально-ориентированного мировоззрения.
"Свобода не есть данность, а есть заданность, свободу ребенок приобретает в конце воспитания. 0дна из задач воспитания как раз в том и состоит, чтобы развить дар свободы. Если дар свободы приобретён, то на этом задача воспитания кончается. Свободу в детях ещё нужно освобождать от целого ряда стихийных ограничений". (Н.И.Афанасьев)
Социально-ориентированный подход и воспитание
Социально-ориентированный подход выступает против свободного воспитания, за позитивный дисциплинарный подход. Позитивный дисциплинарный подход представляется более адекватным:
- в воспитании детей в семье и школе,
- в воспитании качественных сотрудников,
- при воспитательной работе в вооруженных силах.