Социальная группа

Социальная группа — одна из основных форм взаимодействия людей, их объединеннная социальная позиция, связанная с удовлетворением потребности, занимающих ее индивидов, в осуществлении совместных действий.

Определение социальной группы включает четыре основных момента:

  • социальная интеракция — то есть коммуникативное взаимодействие, осуществляемое с помощью знаковых систем («кодов»);
  • стигмация — "наклеивание ярлыков", по которым мы распознаем членство в группе, оформившееся в социальный гештальт (образ в массовом сознании) — стиль жизни данной группы;
  • идентификация — отождествление индивидом себя с данной группой через противовпоставление "мы — другие" с установлением социальных границ и фильтров на "входе—выходе" (и осуществлением "рефлексиного мониторинга", по Э. Гидденсу);
  • хаббитуализация — то есть "опривычивание" (согласно П.Бурдье), освоение индивидом данной социальной позиции и формирование у него установок, стереотипов, присущих данной группе.

Знаки, по которым определяется членство в группе, и которые лежат в основе идентификации, могут совпадать, а могут и не совпадать друг с другом. Например, члены организации отличают друг друга по удостоверению, а не-члены идентифицируют их по форме одежды.

Слово "группа" попало в русский язык в начале 19 в. из итальянского (ит. groppo, или gruppo) как технический термин живописцев, используемый для обозначения нескольких фигур, составляющих композицию (совместную позицию). Именно так объясняет его словарь иностранных слов начала 19 в., где среди прочих заморских "диковин" содержится и слово "группа" как ансамбль, композиция "фигур, целое составляющих, и так приноровленных, что глаз разом их озирает".

Первое письменное появление французского слова groupe, от которого, позже произошли его английский и немецкий эквиваленты, датируется 1668 г. Благодаря Мольеру, год спустя, это слово проникает в литературную речь, пока еще сохранив техническую окраску. Широкое проникновение термина «группа» в самые разные области знания, его поистине общеупотребительный характер создают видимость его "прозрачности", т.е. понятности и общедоступности. Оно чаще всего употребляется применительно к некоторым человеческим общностям как совокупностям людей, объединенным по ряду признаков некой духовной субстанцией (интересом, целью, осознанием своей общности и т.п.). Между тем социологичекая категория "социальная группа" является одной из самых трудных для понимания в силу значительного расхождения с обыденными представлениями. Социальная группа — это не просто совокупность людей, объединенных по формальным или неформальным признакам, а групповая социальная позиция, которую занимают люди. "Мы не можем отождествлять агентов, объективирующих позицию, с самой позицией, даже если совокупность этих агентов является практической группой, мобилизованной для единых действий ради общего интереса".

Социальная группа и личность

Личность занимает в группе свое, особенное место. Слабая личность подчиняется группе, сильная - подчиняет себе группу.


Что интересного на портале?