Смерть Сократа

 По ошибочному мнению А..С. Пушкина " "гений и злодейство две вещи несовметные" (1) однако история знает примеры гениальных злодеев Александр Великий, Цезарь, Чингис-хан, Карл Великий, король-поэт Ричард Львиное Сердце, Наполеон. Двадцатый век к этому списку добавил трех гениальных политиков с макиавеллистским типом мышления Ленина, Сталина и Гитлера. Следует также сказать, что помимо политики Гитлер был и неплохим военачальником. (2)

 Говоря об античных философах греко-римского периода следует также признать, что они были весьма далеки от того образа, точнее представления, которое изображено на картине Рафаэля "Платоновская академия" и на которой Эллада соединялась с эпохой Возрождения, ибо они являлись не только мыслителями, но и политиками, которые пытались соединить свои идеи и представления с духом времени. Поэтому не случайно Аристотель был воспитателем Александра, а Сенека - Нерона. (3)

 Говоря о смерти Сократа, нельзя не упомянуть о том, как греки воспринимали самоубийство. Сыны Эллады, особенно в героический период своей истории, отличались оптимизмом, свободомыслием и особой привязанностью к жизни, которую ценили, а не презирали. В то же время они не боялись смерти, если она выступала как неприятная необходимость и, тем более, если связывалась с благородным чувством защиты Родины, совершением героических дел.

 У древних греков самоубийство было крайне редким явлением и возникало в основном на почве неразделенной любви или нежелания расстаться с любимым человеком (4) Таково, по преданию, самоубийство поэтессы Сафо, бросившейся с Левкадийской скалы в море, из-за неразделенной любви к покинувшему ее юноше Фаону. (5) Это предание описано древнеримским поэтом Овидием в 15 героиде.(6)

 Однако не только любовь была причиной самоубийств в Древней Греции. Встречались случаи героического самопожертвования ради блага Отечества или торжества идеи. (7) К этой категории можно отнести самоубийство Сократа (ок. 470 - 399 г.г. до н.э.)

 По представлениям древних греков, столь высоко ценивших телесную красоту и уверенных в ней, Сократ был безобразен: невысокого роста, приземистый, с отвисшим животом, большой лысой головой и огромным выпуклым лбом. Смягчить впечатление от его внешности не могла даже полная достоинства походка. Однако обаяние этого столь непривлекательного внешне человека было огромным. Сократ завораживал слушателей, когда говорил и раскрывал им свою душу. (8)

 По свидетельству Диогена Лаэртского, Сократ "с увлечением спорил с кем попало и где попало не для того, чтобы переубедить их, а для того, чтобы докопаться до истины". При этом  "он одинаков умел как убедить, так и рвзубедить своего собеседника". (9)

 Учитывая безобразие Сркрата, из-за которого Ницше называл его антигреком и декадентом античности, лишенным величия духа, (10) можно также с уверенностью предположить, что он страдал комплексом неполноценности, имел острый язык и гибкий ум, которым пытался как бы компенсировать свое уродство. Опровергая Ницше, следует сказать, что Сократ не был лишен величия духа. Как свидетельствует Плутарх, он сражался бок о бок вместе с Алкивиадом против Потидеи. Оба отличились в бою. Когда Алкивиад получил рану, Сократ не только его прикрыл, но и спас жизнь, а также оружие. Затем в сражении при Делии, когда афиняне потерпели поражение, уже Алкивиад защищал Сократа от неприятеля. (11)

 Диоген также свидетельствует, что греческие философы были невоздержаны на язык, насмехались друг над другом и подчас вели себя непристойно. Особенно в этом преуспел Диоген Синопский, который не только жил скотски, но и гордился этим, открыто называя себя псом. (12)

 Второй вопрос, который нельзя не затронуть, заключается в том, что нет ни речей Сократа, продиктованных им, ни книг этого древнегреческого философа, хотя даже живущему в бочке Диогену приписывали ряд произведений: диалоги, письма и 7 трагедий (13)  Возникает закономерный вопрос: в чем тут дело. Возможно, Сократ предпочитал, подобно основателям религий Зороастру, Будде и Христу, слово вместо буквы. Или сами диалоги были непристойны, имели двоякий смысл и были столь непонятны, что ученики их не записывали? Ведь сегодня он уверенно утверждал одно, а завтра столь же уверенно мог доказать обратное и т.д. В итоге терялся смысл и явление или событие оставалось непонятым. Эта запутанность и неоднозначность толкования делали то, что написанное не имело смысла, вследствие чего слово превалировало над буквой.

 Вопреки нежеланию Сократа ввязываться в политическую борьбу, на склоне лет ему пришлось играть роль активного политического деятеля и на деле доказывать, в какой степени он способен защищать законность и справедливость перед лицом своих сограждан наперекор воле большинства из них. Дважды твердость Сократа едва не стоила ему жизни или, по крайней мере, заключения в тюрьму. (14)

 Согласно Ирвингу Стоуну, Сократ участвовал в двух  государственных переворотах, направленных на установление тирании, и только в подозрении по подготовке третьего заговора философ предстал перед судьями. (15)

 Процесс над Сократом состоялся весной 399 г. до н.э. Он предстал перед одной из десяти палат  суда присяжных (гелиэи). Против Сократа выступили сразу три обвинителя Мелит, Анит и Ликон. Эта троица обвиняла философа в том, что он не признает богов, которых признает город, а вводит новых божеств, и в развращении молодежи.Требуемое наказание смерть.(16) Возможно, были другие обвинения, о которых Ксенофонт и Платон благоразумно умолчали.

 Оценивая "Апологию Сократа" как источник следует признать, что философ не мог так долго и красиво говорить, афиняне его попросту бы прервали. Второе Платон не мог слово в слово записать речь Сократа, которая была не столь длинной. Отсюда следует вывод, что оправдания Сократа не есть первоисточник, а были либо по живым следам записаны и впоследствии обработаны Платоном, либо диалог был сочинен самим Платоном, который опирался при его написании на свои воспоминания.

 Итак, о чем точно говорил на суде Сократ и к чему сводились его оправдания мы доподлинно не знаем. Но в любом случае он защищался мужественно, считая недостойным для себя и для судей, а также "для чести всего города" просить суд и самих афинян об оправдании и слезно упрашивать о помиловании. (17) Из этого можно сделать также вывод, что какие-то обвинения Сократ все-таки признал.

 Суд присяжных вынес философу смертный приговор, который он, по свидетельству Ксенофонта, встретил "без всякой злобы" и с величайшим мужеством. (18) 

 Однако исполнение приговора было отложено на месяц из-за Делоского праздника. Друзья Сократа, воспользовавшись этим обстоятельством, навещали его в тюрьме, где он пребывал в ожидании казни, вели с ним беседы и готовили ему побег. Осуществить его было несложно.

 Как показано в "Критоне" Платона, мотивы отказа от побега вытекали из этического учения Сократа и сводились к тому, что "несправедливый поступок есть зло и позор для совершающего его и притом во всех случаях".

 Поэтому, вопреки общественному мнению, "не надо ни отвечать на несправедливость несправедливостью, ни делать кому бы то ни было зла, даже если бы пришлось от кого-то пострадать." (19)

 К этому следует добавить, что Сократ был в это время уже в преклонном возрасте, и бегство из Афин означало для него навсегда покинуть город и умереть на чужбине, вдали от родных и учеников. Не стоит сбрасывать со счетов, что, после приговора суда, философ был внутренне готов к добровольному уходу из жизни.

 Перед тем, как в назначенный день принять яд, Сократ обсуждал с учениками проблему добровольной смерти: человек нерасторжим с Богом, и лишь он может освободить его от жизни. Многие интерпретаторы приняли этот аргумент как осуждение самоубийства. Другие обратили внимание на оставленную Сократом (точнее Платоном, ибо последние речи Сократа мы знаем в его интерпретации, естественно, их он также не мог воспроизвести слово в слово) лазейку: добровольная смерть позволительна в том случае, когда ее необходимость указана самим Богом. Случай Сократа исполнен амбивалентности. Он был приговорен к смертной казни афинским государством, однако философ взял инициативу смерти в свои руки и принял яд прежде назначенного ему срока, рассуждая при этом о цели и значении своего акта - освобождения души от тела для вечной жизни. Сама смерть Сократа, точнее ее идеализация Платоном, так похожая на самоубийство, наряду с его философскими аргументами стала для потомков символом смерти-бессмертия. (20) 

  Интересна и последняя фраза Сократа "отдать Асклепию петуха". Ее смысл отражает взгляд философа на смерть как на исцеление от болезни, с которой он сравнивал жизнь. 

                                           Комментарии.

 1. А. С. Пушкин Моцарт и Сальери/ Пушкин А.С. Избранные сочинения. В 2 т. Т.2.- М., 1980, с.273. В этой трагедии неверно утверждается, что Сальери отравил Моцарта. Цепь художественных антиисторий можно продолжить: В "Борисе Годунове", несмотря на всю гениальность произведения, необоснованно приписывается Годунову убийство царевича Димитрия, на картине И. Е. Репина Иван Грозный убивает своего сына. Исследование останков сына Грозного показало, что царевич не был убит своим отцом.  Список можно продолжить. Но художественная  и историческая достоверность две несовместимые вещи.

2. Так немецкий историк Иохим Фест писал о Гитлере: "Если бы в конце 1938 года Гитлер оказался жертвой покушения, то лишь немногие усомнились бы в том, что его следует назвать одним из величайших государственных деятелей среди немцев, может быть. даже завершителем их истории." Однако Фест также признает, что бледная и невыразительная личность Гитлера только в контексте с эпохой обретает свою напряженность и притягательность (Фест И. Гитлер: Биография. В 3 т. Т.1 - Пермь, 1993, с.35-40). О Гитлере как полководце см. Лидел Гарт По другую сторону холма.- М., 2014, с.17-24 и далее; Роковые решения. поход на Сталинград. - СПб, 2000, с.128)

3. Плутарх упоминает, что после кончины Александра ходили упорные слухи о том, что он был отравлен и якобы к этому преступлению был причастен Аристотель (Плутарх Сравнительные жизнеописания. Полное издание в одном томе. - М., 2008, с.821). В пользу этой версии трудно сказать, что-либо определенное.

4. Завражин С.А. Феноменология девиантного поведения. - Владимир, 2008, с.27

5. Трегубов Л.З., Вагин Ю.Р. Эстетика самоубийства.- Пермь, 1993, с.143..

6. Овидий Публий Назон Любовные элегии. - М., 2000, с.172-178.

7. Трегубов, Вагин Ук соч., с145).

8. Кессиди Ф.Х. Сократ. - СПб, 2001, с.46-47.

9. Диоген Лаэртский О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. - М,, 1995, с. 108-110.

10.Ницше Ф. О пользе и вреде истории для жизни; Сумерки кумиров; Утренняя заря: Сборник. - Мн., 1998, с. 137 - 138; также Ницше "Рождение трагедии, или Эллинство и пессимизм.

11, Плутарх Ук. соч., с. 241.

12.Антология кинизма: Философия неприятия и протеста. - М., 1996, с.51-78.

13. Ук. соч., с.78-79.

14. Кессиди, с. 75-80; Платон Апология Сократа/ Мыслители Греции. От мифа к логике: Сочинения. - М., 1998, с. 25-26.

15. Мессадье Ж. История Дьявола. - М., 1996, с.181.

16. Ксенофонт Воспоминания о Сократе. - М,, 1993, с.5; Диоген Лаэртский Ук. соч., с.114; Платон Апология Сократа/ Мыслители Греции, с. 11, 16.

17.Кессиди, с.283; Платон Апология Сократа/ Мыслители Греции, с.27-28.

18. Ксенофонт, с.150.

19. Платон. Собр. соч. в 4 т. Т.1. - М,, 1990, с. 104 - 105.

20. Паперно И. Самоубийство как культурный институт. - М., 1999, с.10-11; Платон Федон/Платон Ук. соч., Т. 2, с.11-79.

Алексей Владимирович

Что интересного на портале?