Смерть как часть жизни

"Только перед лицом смерти  по-настоящему рождается человек"

Св. Августин.

 

Вряд ли найдется человек, который никогда не думал о смерти.

 

Смерть – это тема, которую чаще всего избегают, потому что она пугает. К сожалению,

зачастую, психологи и психотерапевты тоже стараются избегать эту тему в работе с клиентами. 

 

Люди связывают смерть с тяжелыми заболеваниями (такими как рак, инсульты, инфаркт), с войнами, катастрофами и конечно со старостью. Но независимо от того с чем ассоциируется смерть, они боятся свободно говорить на эту тему. Нам кажется, если не говорить о чем-то страшном, то его можно избежать.

 

Очень часто приходится сталкиваться с тем, что от тяжелобольного человека скрывают его диагноз. Это лишает человека возможности мобилизовать все свои психические силы, что в свою очередь может улучшить его состояние. Человек должен знать правду о своей близкой смерти, чтобы по своему усмотрению распорядиться оставшимся временем.

 

Известный психоаналитик Зигмунд Фрейд писал: «Ограничение возможности наслаждаться повышает ценность наслаждения». При этом сам Фрейд страдал от приступов страха смерти. Однажды он признался, что думает о смерти каждый день.

 

Что же так пугает нас в смерти?

В своей книге «Вглядываясь в солнце. Жизнь без страха смерти» Ирвин Ялом, известный психоаналитик экзистенциального направления,  пишет о том, что каждый человек боится смерти по-своему.

 

«Люди боятся оказаться в гробу с ноздрями забитыми землей; они мертвы, но тем не менее осознают, что навсегда останутся лежать в этой тьме.

 

Люди боятся никогда больше не увидеть и не услышать других людей, никогда до них не дотронуться.

 

Люди боятся находиться в земле, в то время как все их друзья остались на ней.

 

Наконец, людям больно от мысли, что жизнь будет идти своим чередом, а они никогда не узнают, что произошло с их семьями, друзьями, со всем их миром».

 

Жизнь и смерть взаимозависимы.

«Уже рождаясь, мы находимся в процессе умирания; и в начале присутствует конец». Манилий

 

Сознавание смерти может полностью изменить отношение человека к жизни. В повести Льва Николаевича Толстого «Смерть Ивана Ильича» очень ярко показано, как человек, всю жизнь заботящийся только о внешности, деньгах и престиже, и никогда  не задумывающийся о конечности жизни, вдруг осознает,  что он плохо умирает потому, что плохо жил.

 

Чувствуя приближение смерти, он начинает понимать, что все живые существа должны умереть. Он открывает в себе чувство сострадания,  начинает чувствовать нежность

к своим близким. Постепенно он начинает принимать факт своей смерти. Умирая, он уже не находит своего прежнего привычного страха смерти.

 

Абрахам Маслоу, один из величайших психологов, переживший тяжелейший инфаркт, писал:

«Когда примиряются со своей смертью или становятся убежденными в том, что конец жизни может быть спокойным и достойным, тогда волшебным образом изменяется каждое мгновение дня, так как исчезает скрытый страх перед смертью…

 

Все приобретает ценность и интерес. Сердце переполняет волнение при взгляде на цветы, детей, прекрасные вещи. Личность начинает затрагивать жизнь как таковая: ходьба, дыхание, еда, общение с друзьями… Встреча со смертью и последующая отсрочка ее заставляет все казаться более ценным, святым прекрасным, и это побуждает, таким образом, во мне потребность любить, открываться навстречу окружающему миру.  И я позволяю этим чувствам руководить мною, отдаюсь им целиком».

 

Немецкий философ Мартин Хайдеггер высказал идею о двух модусах (способах) существования: повседневном и онтологическом.

В повседневном модусе мы интересуемся тем, «каковы вещи», окружающие нас. То есть мы обращаем внимание на свою внешность, стиль одежды, материальный достаток и т.д.

 

В онтологическом модусе мы восхищаемся самим существованием вещей (и нас самих),

т.е. мы лучше осознаем бытие и смерть. Мы готовы взять на себя ответственность за построение жизни, наполненной смыслом и ведущей к самореализации.

 

Ирвин Ялом в течение 10 лет работал с пациентами, которым грозила смерть от рака.

Он обнаружил, что многие из таких больных, вместо того, чтобы впасть в отчаяние, резко менялись в лучшую сторону.

 

«Они перестраивали свою жизнь, меняя приоритеты, начинали относиться к мелочам так, как они того заслуживают. Эти люди почувствовали себя в праве НЕ делать того, что им на самом деле не хотелось. Они начинали глубже общаться с теми, кого любили, и  по-настоящему ценить самые простые явления жизни – смену времен года, красоту природы, прошедшее Рождество или Новый год».

 

Один из пациентов Ялома сказал: «Как жаль, что для того, чтобы научиться жить, мне понадобился рак, искаверкавший мое тело!»

 

Очень важно остановиться в своем бесконечном беге и задать себе вопрос:

Хотел бы я повторить свою прожитую жизнь без изменений, со всеми мелочами, мыслями, чувствами и переживаниями снова и снова?

И если ответ будет отрицательным, то важно понять, что в ней необходимо  изменить?

И что мешает изменить это прямо сейчас?

И не скажут ли потом потомки: «То, что он умер, еще не означает, что он жил»?

 

 

 

 

 


Что интересного на портале?